Александра Стародубцева. Коопирайтер

Александра Стародубцева Коопирайтер

О пользе философского образования, текстах, уходе из Яндекса и медитации.

Ты училась в СПбГУ на философском. Почему поступила именно на этот факультет?

Я до последнего не могла понять, куда мне идти и кем я хочу быть. Понимала, что это будет что-то гуманитарное. Собиралась поступать на восточный факультет и поучить восточные языки. Потом испугалась: все говорили, будто в СПбГУ без денег не поступить, — и я пошла укреплять свои позиции.

Училась на подготовительных курсах в Вышке, но всё это время мне было грустно. В последний момент, когда у меня на руках уже были олимпиады и поступление в Вышку, я поняла, что не хочу там учиться.

Решила попробовать поступить в СПбГУ на гуманитарный факультет, но при этом не восточный, не филфак и не журфак. Восточный и филфак — слишком узко, а на журфаке, вопреки школьным представлениям, не учат писать. Я решила, почему бы не поступить на философский. Сдала экзамен. Узнала, что поступила.

Как это образование помогает тебе в жизни и работе?

Мне кажется, очень сильно помогает. С течением времени сложно поделить опыт, который приобретаешь, на какие-то слои или года. Сейчас мне 28 лет, и багаж, который у меня есть, кажется, был всегда.

Думаю, что философский факультет научил меня обрабатывать огромное количество контента. Я старалась читать как можно больше из того, что нам давали. Мы не просто читали, а всегда писали какие-то эссе, заметки и вели дебаты. Это было переосмыслением и обработкой материала.

Уже тогда это была крутая работа с языком и смыслами. Ты прокачиваешь фантазию, воображение и логику. Начинаешь понимать вещи типа системности, целостности, единства, частного и общего. Это довольно важные штуки. Дизайнерам рассказывают про композицию, цвета, перспективу и прочие законы визуального жанра. Здесь ты работаешь со смыслами и идеей. Нужно допускать и понимать, что никогда нет одного сценария. И начинаешь мыслить какими-то мирами.

Философский — это хорошее образование, с которым можно пойти в любую гуманитарную сферу?

По сути, да. И это классно, потому что философское образование более близко к современному способу потребления и ориентации в контенте. Когда преподают не прикладное, а академическое образование, тебя не учат чему-то конкретному, а учат искать и находить. И находить не просто решение, а думать над ним.

Философский факультет научил меня обрабатывать огромное количество контента

Как вышло, что ты решила связать свою жизнь с текстом?

Я ещё в школьные годы любила писать. Писала всякие разные штуки по своей инициативе. Сценарии, стихи, рассказы — всякая подростковая фигня.

Потом я начала подрабатывать разными способами, которые были связаны с языком: писала заметки на заказ, переводила и подрабатывала репетитором иностранных языков. Ближе к концу универа появились подработки в диджитале: написать сценарий или контент для сайта.

Потом я стала активнее жить в интернете, потому что там стало возможно жить. Столкнулась не только с русской, но и вообще рекламой. Поняла, что это очень интересная тема. Оказалось, есть профессия — копирайтер, которая требует того, что мне всегда нравилось: придумывать какие-то штуки и играть со словами.

Основываясь на таких примитивных представлениях, я со своим молодым человеком переехала в Москву. В Питере я просидела полгода после универа, подрабатывала всё теми же способами и никак не могла понять, куда мне податься, потому что работы в Питере не было, и можно было рассылать свои вакансии миллиардами, но тебе никто не отвечал.

В Петербурге не отвечают?

Да, просто не отвечают. Я даже ходила ногами, стучалась в редакции. Никакого движа не было, я не чувствовала энергии. Переехав в Москву, я за пару недель нашла работу копирайтером в агентстве.

Тебе именно рекламные тексты нравились?

Да. Я нашла рекламное диджитал-агентство «Актис Вундерман». Мы договорились с креативными директорами, что я выйду младшим продюсером, чтобы в общем посмотреть на креативный процесс. И после постепенно начну делать маленькие копирайтерские задачки.

Но я начала писать почти сразу. Довольно быстро меня втянуло в копирайтерскую работу, потому что стало получаться. Я начала хорошо, быстро впитывала рекламную реальность и новые понятия.

Мне кажется, нужно любить всю эту диджитал историю: тебе либо нравится, либо не нравится.

Да, но я в неё верила, это и было ключевым. Мне тогда и сейчас кажется, что за этим будущее. Пока реальность меня не обманула. Диджитал продолжает разворачиваться и разворачиваться. Поэтому я просто поверила в интернет и нашла себе в нём такое применение.

Как ты относишься к многочисленным курсам по копирайтингу? Есть ли смысл в таких курсах?

Когда мы готовили к запуску своё дело — «Коопирайтеров», я смотрела на рынок, чтобы понять, что сейчас вообще есть. И не нашла ничего приличного, что касалось бы обучения или предоставления услуг.

Пока что это всё какие-то отдельные люди, которые тянут на себе не только себя, но и какое-то небольшое творческое сообщество. Или себя и какую-то более структурированную деятельность, как Максим Ильяхов. И это пока отдельные очаги ясности и знания.

Недавно я общалась с опытным и сильным копирайтером и креативным директором Ирой Зверевой, которая начинает всё больше преподавать и скоро запускает авторский курс. При знакомстве с Ирой мне показалось, что она классный эксперт, очень яркий и интересный человек. Мне кажется, что её курс может принести пользу.

Школа редакторов может принести пользу. Я не знаю, как сейчас с обучением и его качеством в школе «Вордшоп», но там были курсы стратегов и копирайтеров.

А что касается каких-то курсов, которые «начни и стань копирайтером за два часа», то здесь как везде: всегда есть огромное количество мошенников и подражателей.

Ты сама проходила какие-нибудь профессиональные курсы? Где ты училась тексту?

Именно копирайтерских курсов я не проходила. Я сразу начала учиться в работе. Сначала переживала, что мне не хватает академического знания. Но я понимала, что профессия сама по себе свежая и это не медицина, где для начала нужно иметь образование.

Я ходила на курсы, которые могли дополнить моё копирайтерское знание. Прошла курс драматургии в школе Митты и курс сценариста в школе «Вордшоп». Ещё проходила индивидуальный курс обучения креативного директора с Васей Лебедевым из «Икры».

С ребятами из «Икры» и креативным отделом «Яндекс-такси» мы тоже пару месяцев учились: овладевали разными инструментами креативного мышления, учились классно штормить, взаимодействовать в команде и выстраивать процесс.

Ты была креативным директором в «Яндекс-такси». Как можно развить креативность?

Понятие креативного директора очень разнится от той команды, в которой он находится. Есть классическое понимание: в рекламных агентствах это креативные наставники, их может быть сколько угодно. А бывают креативные отцы, которые в одиночку определяют курс и принимают окончательные решения.

У нас в «Яндекс-такси» было по-другому. Моей задачей было помогать нашему креативному отделу делать классную коммуникацию, которая должна соответствовать бренду.

Мне нужно было выпускать правильные рекламные кампании, акции и коллаборации. Находить выходы в сложных ситуациях, заниматься запусками новых сервисов на международном рынке и придумывать новые бренды. Команда во многом действовала самостоятельно — мне не нужно было следить за каждым шагом.

Тбилиси

Снимаем ТВ-кампанию «Яндекс-такси» в Тбилиси: нам нужна была приятная погода, а не московский март, особенно для эпизода с рыбаком на озере. За два дня мы сняли шесть роликов и даже успели насладиться весенним Тбилиси. Но под конец хотелось просто полежать

Москва

Съёмки кампании «Яндекс-такси», но в Москве и для водителей. Мы где-то под эстакадой в Крылатском, там нашлось место с удачным среднегородским фоном

Расскажи, как вы придумали рекламную кампанию с фразами из Евангелия.

Это фейковая рекламная кампания. Мы просто воспользовались подвернувшимся инфоповодом и поделились с миром тем смешным каламбурным креативом, который придумали.

Мы много штормили в Яндексе над названиями и концепциями. Была шуточка про «Яндекс-диск»: спаси и сохрани. В процессе мы придумывали какие-то варианты для других сервисов. И это всё копилось в наших головах.

Когда мы увидели новость про то, что Юрий Грымов запускает православный поисковик «Рублёв», у которого был слоган «Ищи да обрящешь», мы поняли, что это наш шанс. Тогда мы запилили в курилке макет с одобрения нашего пиар-директора, потому что религия всё-таки спорная тема.

Яндекс

Фейковая рекламная кампания Яндекса с библейскими банерами

Получается, креатив — это процесс. Нельзя просто так сесть и придумать что-то крутое.

У тебя всегда копится большое количество деталей лего в голове. Когда имеешь в голове какую-то задачу и на фоне о ней думаешь, в конце концов детали складываются в правильный пазл. Нам в этом случае нужен был инфоповод, потому что просто этим поделиться — прикольно, смешно, но ничего нового.

Креатив — это про насмотренность?

Да, насмотренность — это твой багаж. Чем больше твой багаж, тем разнообразнее можешь решать задачи, которые перед тобой встают, и придумывать неочевидные решения.

Ты проводила собеседования в Яндексе? На что смотришь в кандидате?

Да, человек пять или шесть копирайтеров я нанимала. Помимо копирайтеров нанимала ещё других людей, когда уже была креативным директором.

Что касается пишущих людей, для себя я сформировала такой процесс: сначала я смотрю на опыт, не очень внимательно. Затем смотрю на портфолио человека и сопоставляю его с опытом, который указан. Если есть тестовое задание, то смотрю тестовое.

Я стараюсь смотреть на принцип мышления. Анализирую, как человек складывает слова в переписках, в рассказе. Смотрю на логику того, что он говорит. Обращаю внимание на интересы человека: куда он смотрит, чем сейчас интересуется.

Задаю вопросы из серии «Расскажи про какую-нибудь любимую рекламную кампанию, книгу, которую недавно прочитал». Даже если ты не знаешь эту книгу, можно послушать, как человек прямо при тебе производит целостный продукт: рецензию на книгу. Ты слушаешь, как он складывает слова и общий рассказ, на чём делает акценты. Иногда это очень показательно.

Ты сказала, что не очень внимательно смотришь на опыт. Почему?

Я имею в виду графу, в которой написано образование, где и сколько работал. Потому что для меня это ни о чём говорит.

Я не настолько хорошо знаю рынок, чтобы знать, в какие годы и какое агентство было сильным или слабым, где какие пиар-директора и с кем человек работал. Это могли быть разные команды. Человек мог быть в активной позиции, а мог быть в истощённом состоянии и пять лет чалился, пописывая раз в месяц что-нибудь не очень гениальное. И это будет не пять лет крутого стажа, а пять лет просиживания штанов. О чём мне эта цифра скажет? Скорее, ни о чём.

Я смотрю на саму работу и на действия. Например, вроде интересно, но какие-то не очень уверенные у человека скилы. Думаешь, что он зелёный. Смотришь уже тогда опыт работы и понимаешь: ага, действительно зелёный. Тогда нормально. Считаю, что если какие-то огрехи или неточности, у человека есть потенциал.

Ты взяла бы на работу человека, у которого нет опыта, но есть горящие глаза и желание работать в этой сфере?

Да. Помимо профессионального опыта есть интересы, скилы, образование в конце концов. Из этого тоже складывается понимание, что за человек перед тобой.

Если ты понимаешь, что сможешь потратить время на то, чтобы подтянуть человека в технике, дать ему инструментарий, то можно брать. Если у тебя нет времени, то надо брать людей, которые уже что-то умеют. Потому что бросать людей в океан — это не очень классная история.

Может ли хороший копирайтер работать без знания английского языка?

Ответ на вопрос «Может ли?» — да, может. Возможно вообще всё.

Язык и знание языка — это то, что кладётся туда же, в твой багаж, как и насмотренность, в виде дополнительного инструмента. Больше языков знаешь — больше нейронных связей есть в голове и больше законов языка понимаешь.

Чем больше законов языка ты понимаешь, тем больше можешь нарушать и играть с ними. Можно работать на стыке двух языков.

Больше языков знаешь — больше нейронных связей есть в голове

Если говорить про изучение истории рекламы, то это англоязычные источники. Реклама зарождалась в Америке, потом в Великобритании, а дальше в Европе. Есть огромное количество классных книг и материалов про рекламу на английском языке, которые неплохо бы изучать, знать и иметь в своём багаже.

Эти края по-прежнему впереди всей планеты, поэтому каждый день порождают всё больше инноваций и классного контента, за которым тоже стоит следить, если хочешь быть актуальным.

Знание языка расширяет твой кругозор и твой инструментарий, но это не значит, что без него ты связан по рукам и ногам.

Ты пять лет проработала в Яндексе?

Четыре с половиной.

Команда

Команда департамента дизайна в Яндексе, которая вместе с отделом текстов делала очень много кампаний, спецпроектов и даже сувенирку. Первые года два мы с ребятами почти жили вместе

Когда уволилась, ты написала в фейсбуке, что закончилась эпоха. Тебе жаль было её заканчивать?

Конечно, жаль. Это было очень непросто решение. По силе чувств и переживаний это было сродни расставанию с мужчиной. Прямо как будто бы ты заканчиваешь какие-то отношения в своей жизни, поскольку Яндекс — это отдельная вселенная. Очень часто я уходила в неё с головой.

Можно сказать, что четыре с половиной года мы жили вместе, поэтому я долго сомневалась, переживала, как отреагирует команда на то, что я ухожу, правильно ли меня поймут, получится ли сохранить хорошие отношения с людьми. Это было непросто.

Почему ты ушла?

Я ушла, потому что очень устала, особенно жить в той модели, которая у меня была в последнее время. И я созрела поменять модель. Я очень благодарна Яндексу за всё, особенно — за людей. Просто пришло время нового этапа.

Как твоя команда отреагировала на твой уход?

Всё прошло отлично, ребята меня поняли и поддержали в новых начинаниях. Я вообще получила столько поддержки, это было удивительно.

Ты ушла, чтобы создать свой проект?

Да.

Расскажи о «Коопирайтерах».

«Коопирайтеры» — союз трёх писателей. Мы основали интересную штуку, которая, по ощущениям, нужна людям. Группа хороших экспертов в словах, при этом со знанием многих плоскостей, в которых мы можем словами работать: брендовой, маркетинговой, креативной, редакторской, главредской, исследовательской, интрейфесной.

У нас на троих 21 год в Яндексе, а это значит, что мы набили очень много разных шишек. Мы выносливые, упорядоченные, вечно стремящиеся к лучшему, шарим в системах и технологиях, знаем много экспертов из других областей. Надеюсь, такой багаж принесёт ещё немало пользы человечеству. И пока ожидания очень даже оправдываются.

У нас на троих 21 год в Яндексе, а это значит, что мы набили очень много разных шишек

У тебя сейчас изменилась загруженность по сравнению с работой в Яндексе?

Сейчас напор намного меньше.

Ты сама регулируешь всю работу?

Пока что не очень умело, но так я уже могу больше влиять на происходящее в своей жизни.

Как вы выбираете, с какими брендами работать, а с какими нет?

Мы смотрим на тип задачи клиента, потому что готовы решать далеко не все. Смотрим в целом: какой человек, как он общается, что у него за проект и чем этот проект занимается. Здесь комплексное решение, как собеседование.

Ильяхов говорит, что лучше идти не в корпорацию, а в стартап. Правда, что в корпорации ты делаешь проект с большой командой и там мало тебя?

Зависит ещё от самого человека. От того, в каком темпе и в каких условиях ему комфортнее развиваться.

Я не могу согласиться с Максимом полностью. И не могу сказать, что такси-стартап лучше, чем тот же Яндекс.

Если бы не Яндекс, я не знаю, где бы я ещё могла быть к сегодняшнему дню за четыре с половиной года. Переобщаться с таким количеством очень умных и классных людей, поделать с ними много разных проектов, потрогать всякие интересные технологии, задействовав их в решении твоих же задач, иметь крупные, в том числе финансовые, ресурсы. Масштаб и бюджеты, которые выделяются на проекты Яндекса, несравнимы с тем, что есть у стартапа.

Такой масштаб расширяет возможности, инструментарий и количество специалистов, которые есть вокруг тебя. Поэтому у корпорации есть большое количество минусов, но для меня это был невероятно крутой и бурный набор опыта в разных сферах и смыслах. Иногда даже слишком.

Хурал

Хурал команды «Яндекс-такси», на котором объявили о слиянии с «Убером»

В интервью с Максимом ты спрашивала, в чём отличия редактора от копирайтера. А сама как думаешь?

Для меня разница этих слов заключается в материале, с которым человек имеет дело.

Редактор — это про какие-то большие текстовые вещи: статьи, сценарии или контент-проекты. А копирайтеры больше имеют дело с коммуникацией брендов и с рекламой.

При этом и тот, и другой должны структурировать информацию, вникать в суть, понимать целостность и хорошо знать язык. Разумеется, быть грамотными. Но набор качеств очень схож.

Расскажи про свою колонку на сайте «Бэнг-бэнг-эдьюкейшн».

Колонка на «Точке зрения» — совсем новый, особенно для меня, проект.

Как-то мы обедали с основательницей «Бэнг-бэнг» Наташей. Я говорила, как хочется, чтобы рассказывать о себе начали не только люди рисующие, но ещё и люди пишущие. И Наташа взяла с меня обещание начать делать такие рассказы — беседы с людьми слова.

Место для таких рассказов нашлось в проекте «Точка зрения», где несколько авторов в разных форматах ведут свои колонки. Моя — «Русский без правил», в продолжение телеграм-канала.

Точка зрения

Снимаем беседу с Максимом для моей колонки на «Точке зрения»

В описании твоей колонки написано, что ты зануда. В чём это выражается?

Я люблю изучать вопросы досконально. Разумеется, не все. А к некоторым действиям, событиям или предметам отношусь особенно педантично. Не ко всем. Но склонность определённо имеется.

Нужно ли редакторам и копирайтерам высшее образование?

Сложно сказать, потому что с тех пор как я окончила университет, я ничего не знаю про образование в нашей стране.

Я не вижу ничего плохого в том, чтобы пойти и бесплатно несколько лет поучиться академическому знанию. Может быть, в этом плане я как-то устареваю и консервативна, но всё-таки в нейросеть твоей головы стоит заложить побольше знаний, проверенных временем, чтобы потом интереснее себя чувствовать.

Мне кажется, получить такое академическое образование достаточно важно, потому что это воспитывает дисциплину и подталкивает к тому, чтобы больше положить в свой багаж.

В нейросеть твоей головы стоит заложить побольше знаний, проверенных временем, чтобы потом интереснее себя чувствовать

Что такое хороший текст для тебя?

Мне кажется, что есть текст как искусство и есть текст как ремесло.

Текст как искусство — это что-то ближе к литературе. У писателя есть миссия просветить читателя, но писатель пишет просто потому, что он пишет и не может по-другому. Он не сильно думает о том, как его прочтут, поймут или не поймут. Он не пишет продающий или объясняющий текст. Он делает целостный посыл так, как это видит.

И есть текст как ремесло, который создаётся ровно для того, чтобы конечный пользователь его понял. Здесь важными критериями является то, преследует ли он свою цель, понятен ли этот текст, объясняет ли то, что должен объяснять.

Копирайтинг — это же не только про текст?

Это, наверное, про контент в целом и его структурирование. Есть какие-то механики и миры, в которые ты этот контент встраиваешь.

Чей копирайтинг тебе нравится? Можешь назвать компании?

Мне сложно оценивать просто копирайтинг. У брендов куча каналов и форматов. Как правило, они везде ведут себя по-разному, а больше всего отличается коммуникация от того, что творится в продукте. Поэтому я могу оценить и запомнить отдельные удачные формулировки или кампании. Типа кампании «Чёрный» в даркнете или ряда кампаний «Эс-7».

Чаще смотришь на всё вместе, включая продукт. И здесь запоминаются дивные джекпоты, когда продукт молодец и коммуникация у него классная. Но всё это периодами, которые могут сменяться очень быстро. В этом плане «Спотифай» молодцы, бренд одежды «Патагония», из наших — Рокетбанк, и, к сожалению, не целиком, но Яндекс и «Арзамас».

Как бренды должны коммуницировать со своей аудиторией?

Бренды нынче как люди. А люди становятся нам хоть как-то близки, если мы находим с ними больше общего языка, чем противоречий. Поэтому надо быть понятным и непротиворечивым.

Ты больше пяти лет работаешь с текстами. Изменилось ли за это время отношение к тексту как к продукту?

Просто оно стало глубже.

Изменения есть, и они мне нравятся. Рынок подтягивается. Если раньше приходилось ежедневно рваться на Британский флаг, чтобы доказать ценность правок, и объяснять, что бренд так не разговаривает, а разговаривает вот так, то сейчас многие осознают необходимость интонационных и текстовых гайдов.

Что нужно делать, если хочешь стать копирайтером?

Можно упороться и обложиться книгами про копирайтинг. Но это очевидный и довольно долгий путь. Я предложу другой — найти блог какого-нибудь хорошего человека-копирайтера, почитать его заметки и сделать два наблюдения. Во-первых, нравится ли тебе материя работы копирайтера? Веришь ли ты в его труд, его нужность?

Во-вторых, получается ли сопереживать автору? Заметки, как правило, имеют кучу личного: интересы, проблемы, логику, точки зрения. У тебя получается влезть в шкуру автора? А в тех местах, где ты с ним не согласен? Если ответ на все вопросы «Да» — можно попробовать.

Как ты считаешь, писательский навык — врождённое или приобретённое?

Я больше верю в то, что в формировании человека таким, каким он вырастает, участвует его окружение и воспитание лет до восемнадцати.

И это может в большей степени влиять на наклонность и выбор профессии. Я не думаю, что люди, которые занимаются редакторской и копирайтерской работой, рождаются с каким-то определённым количеством нейронов в голове или какой-то определённой химией процессов.

Ты так много говоришь про нейросети. Какие книги ты читала по нейробиологии?

Я читала довольно научпоповские книги:

Ещё я проходила курсы СПбГУ: по психолингвистике и курс по психологии сознания.

Как ты сейчас распределяешь своё время?

Распределять — важная штука. До этого я больше шести лет работала в офисном режиме, поэтому сейчас для меня всё с чистого листа.

Я посвящаю своё время «Коопирайтерам» по будням, стараясь не трогать выходные. С часа до семи ставлю активное рабочее время, а по утрам я занимаюсь йогой и люблю медленно и вкусно позавтракать. В 12−13 часов начинаю думать головой.

Ты из дома работаешь?

Я работаю из дома, из кафе и из офиса-студии моего друга. Здесь довольно мобильно. Я часто созваниваюсь с ребятами — «Коопирайтеры» чаще всего находятся в разных городах, поэтому предпочитаю оставаться дома или где-то ещё, где я уверена в связи и тишине.

А дома тебя ничего не отвлекает?

Я понимаю, что из дома нужно выбираться, потому что иначе закисаю. Но я могу оставаться дома и комфортно работать. Например, в рабочем режиме за ноутбуком я, как правило, на кухне. Никогда не работаю из комнаты. Комната — это спальня, тихое место, куда работа не проникает.

Работа

Фото в кофейне не задались, но на подоконнике тоже можно работать

Тебе комфортнее работать в таком графике, чем в графике офиса?

Да. Мне сейчас лучше. Я понимаю, что ещё нужно какое-то время, чтобы выработать режим, потому что если режима нет, я не могу существовать.

Мне нравится, что я могу вырабатывать гибкий график, исходя из своих пожеланий, и соотносить с другими событиями. Это намного приятнее.

Если режима нет, я не могу существовать

Как фильтруешь огромный поток информации, который есть сейчас в нашем мире?

Мне помогает йога. Понемногу я медитирую. Тоже классная штука.

Ты сама медитируешь?

С приложением. Оно фоном какие-то этапы отсчитывает, помогает не отвлекаться. Как метроном.

Что за приложение?

Все мои друзья используют и хвалят «Хэдспейс», а я пристрастилась к «Оак». И продолжаю пользоваться им.

Сколько минут у тебя получается медитировать?

Я стараюсь каждый день по чуть-чуть, потому что важна регулярность. По 15−20 минут.

Когда ты перегораешь, как с этим справляешься?

Не знаю, потому что за четыре с половиной года в Яндексе я фигачила и каким-то образом набирала силы в процессе, но не добирая в конце.

Поэтому глобально подвыгорела под конец. После увольнения, перед тем, как начать заниматься делами всерьёз и запускать «Коопирайтеров», я полтора месяца отдыхала и немного путешествовала. И мне это помогло переключиться. Поэтому я не могу сказать, что у меня бывает выгорание часто и по чуть-чуть. Оно у меня было глобальное и одно.

Мне было довольно сложно работать и жить в том режиме, в котором я жила в последнее время. Это натолкнуло меня на мысль, что нужно что-то поменять. В процессе было непросто, я ещё занималась с психотерапевтом какое-то время.

Наверное, не просто так пришла к йоге и медитации — чувствовала, что нужно иметь какие-то способы успокаиваться, уравновешиваться и отключаться.

Сколько времени ты уделяешь соцсетям? Нет ли у тебя проблем с прокрастинацией, например, полистать ленту, когда работаешь?

В таком классическом понимании проблем нет, я не залипаю в ленты. «ВКонтакте» я в принципе уже много лет не использую. В фейсбук я выхожу пару раз в день и очень быстро — просто проверить уведомления и сообщения.

Я иногда ленту даже не смотрю. В инстаграм тоже захожу крайне редко. Больше всего внимания в моей жизни в последнее время занимает телеграм. Он берёт на себя огромное количество того, что раньше было в соцсетях — общение с людьми. Вот эта штука занимает много времени. Но она не бесполезная, поэтому не могу сказать, что это сплошная трата времени.

Можешь посоветовать телеграм-каналы, которые ты читаешь?

Давай пройдёмся по тем, что недавно писали:

  • Вычитали
    Редко вещающий, но оттого ещё более любимый канал, куда автор складывает потрясающие надписи. На стенах, предметах, в тетрадях и дневниках. Очень часто это детские формулировки мыслей. И они выносят мозг совершенно.
  • Глазарий языка
    Академический и при этом очень сумасшедший канал о русском языке.
  • Polina was online
    Девушка, кажется, копирайтер, креативщик, которая уехала в Лондон заниматься рекламой. Отлично пишет заметки на тему работы и жизни.
  • Архитектурные излишества
    Свежая, не побоюсь этого слова, струя архитектурного духа. Куча материалов и про наследие, и про новую архитектуру, и про движение, которое происходит в казалось бы недвижимом мире.
  • Завали ебальничек
    Канал про науку. Дерзко о научных мифах, открытиях и странностях, которые заинтересовали автора.
  • Nose Republic
    Монолог парфюмера, юной и влюблённой в дело девушки.

Сколько нужно времени, чтобы всё это прочитать?

Я читаю нерегулярно. У меня есть какое-то время позалипать, и я думаю, что бы мне было интересно почитать. Беру какой-нибудь канал и читаю последние заметки. Другие могу не читать месяцами, пока тема не станет для меня снова интересной.

Например, канал про путешествия или конкретные страны. Я от них не отписываюсь, чтобы не потерять. Мне продолжает нравиться качество контента, которое они приносят, но какое-то время эта тема просто может быть неактуальна.

У тебя есть какие-то слабости, с которыми ты борешься?

Наверное, да. Залипание и отсутствие контроля.

Я очень часто не чувствую усталости, могу залипнуть в какую-то вещь, мне будет нравится, и я буду допоздна сидеть и говорить, что ещё часик, а утром страдать от того, что я опять поздно легла и не смогла встать пораньше. Какое-то не очень хорошее чувствование самой себя и того, что нужно своему организму. Это то, с чем я борюсь.

Конечно, с ленью и прокрастинацией. Это неизбежно. Потому что часто хочется полежать и отдохнуть.

Ты ругаешь себя за это?

Да, прямо ругаю. Но это не всегда работает. И никакого проку в этом нет, поэтому надо больше внимания уделять дисциплине и не давать себе поводов расстраиваться.

Бывает, когда ты сомневаешься в себе, как в профессионале?

Конечно. Это порой тяжеловато, но я считаю, что всегда должны быть задачи, которые выше тебя.

Всегда должны быть задачи, которые выше тебя

Хотела ли ты когда-нибудь написать книгу? О чём бы она была?

Конечно. Идей много. От книги-чата на компанию друзей и автобиографической истории, структурированной этапами в личной жизни, до псевдонаучного труда а-ля «Шмоммуникация» — про то, как люди друг друга не понимают.

Но ни одна из них меня пока не возбудила настолько, чтобы перейти к делу. Кроме одной: сейчас я вяло, но пишу книгу из заметок об одном из своих путешествий.

Ты считаешь себя счастливым человеком?

У меня часто могут случаться перепады настроения. Я не то чтобы склонна к унынию, но часто могу уйти в не самую продуктивную рефлексию. Но мне кажется, что с каждым днём я крепну в ощущении того, что мне нужно, чтобы быть счастливой. Поэтому скорее да, чем нет.

Что делает тебя счастливой?

Ощущение, что я не зря.