Андрей Борисенко. Прямо из Одессы

Андрей Борисенко Прямо из Одессы

Разработчик о работе со вкусом, дизайне через пипетку, пользе сна и капоэйре.

Расскажи про своё образование.

Я со школы знал, что буду работать с компьютерами. После школы поступил в университет на факультет прикладной математики и бросил.

Потом три года отучился в другом университете на факультете информационных технологий, но и его бросил, потому что преподавали на низком уровне. Я уже знал то, что там давали, а когда нашёл работу по специальности — программист-разработчик — оставил университет. Забрал документы только полтора года назад.

Отсутствие диплома меня не ограничивает, но папа до сих пор говорит: «Если бы у тебя был любой диплом, хоть его в Москве в переходе купи, я был бы счастлив».

Я считаю, что всеобщее высшее образование — неправильный шаг. Раньше в университет мог поступить только взрослый человек, который закончил ПТУ или отслужил в армии. К этому времени уже мозги на месте и понятно, надо в университет или нет. А в 16 лет гормоны играют в голове, человек ещё не понимает, кем он хочет быть.

Ты учился в Белоруссии?

Да, в Минске. Сначала в Белорусском государственном университете, там хорошо преподавали. В университете было фундаментальное образование, учили получать знания пошагово, но я бросил по юношеской дурости. Влюбился в одногруппницу, а когда ничего не получилось, не захотел ходить на учёбу.

Потом пошёл в Национальный технический университет на вечернее. Там нам писали на доске формулы, говорили, что нужно их заучить и использовать на экзамене. Я не люблю учить, если не понимаю пользы. Круче, когда выводят формулу, и видно весь процесс.

Отсутствие высшего образования повлияло на профессию? При устройстве на работу?

При устройстве на работу у меня не спрашивали диплом, смотрели на знания. Мне не хватает фундаментальных знаний, но это решается самообучением. Скоро начну курсы по фундаментальной математике и алгоритмам на Курсере. После Школы бюро это легко: тесты логичные, ответы ясные.

Я не фанат курсов, просто решил до осени или Нового года уделить время самообразованию, чтобы повысить свою ценность как специалиста. Если пойму, что выхлопа нет, перестану ходить на курсы.

А ты ставишь цели на год, планируешь будущее?

С возрастом это пришло, хотя раньше планировал плохо, считаю себя несобранным. Я пробовал планировать, но каждый раз понимал, что не успеваю реагировать на изменения в жизни. Но глобальные цели ставлю. Десятилетние, пятилетние, планы на год и три месяца — это прикольно и пугающе.

Не могу найти себе комфортную скорость движения: либо слишком быстро, либо слишком медленно. Например, три года назад на Новый год мы с женой загадали желание купить квартиру. В феврале нашли квартиру, а к 4 марта — деньги. И купили как подарок жене на 8 марта. У нас не было денег, мы просто поставили цель купить квартиру. Нашли деньги буквально за месяц и купили. Когда такое в жизни случается, понимаешь, что можешь всё.

Ты работаешь с американской компанией MoovWeb. Что это за продукт?

У многих американских интернет-магазинов неудобные страницы оплаты. Они разработаны в начале 2000-х, а переписывать сейчас долго и дорого. Мы ставим им на страницу скрипт — фасад: внутри всё остаётся по-прежнему, но пользователи взаимодействуют с ним и не видят изнанки. В результате компания тратит меньше денег и улучшает конверсию.

Сейчас я перешёл на проект, который работает с сайтами без мобильных версий. В СНГ мобильные сайты развиваются, все сразу делают вёрстку с мыслью о мобильном сайте, у американцев такого нет. Мы перехватываем запросы к сайту, и если запрос идёт с мобильного устройства, переправляем к себе на сайт. Это сайт-трансформер, часть блоков адаптируется под запрашиваемый сайт, часть добавляется или удаляется. В итоге выглядит как новая мобильная версия.

Проморолик компании MoovWeb иллюстрирует проблему с устаревшими интерфейсами страниц оплаты, которую помогает решить наш сервис

Звучит так, будто для каждого проекта надо всё настраивать вручную.

Пока адаптируем проекты по отдельности. Но в разработке ядро, которое поможет делать это автоматически. Заранее прописываем, какие данные брать со страницы и в какие блоки их вставлять.

Раньше я не понимал, почему нельзя сделать себе мобильную версию, то теперь знаю, что проще делегировать. У нас уже есть конкуренты

Как ты устроился в эту компанию?

Когда пошёл на подготовительные курсы Школы бюро и начал делать вступительное задание, понял, что не успеваю — работа отвлекает. Я взял месячный отпуск, съездил в Питер, закончил подготовительные курсы, подготовил и сдал вступительное задание. Осталась свободная неделя отпуска. Возвращаться на работу было рано, поэтому я решил походить на собеседования, пообщаться с людьми. Я не собирался менять работу — просто хотел узнать требования рынка.

Открыл профиль на Линкедин для рекрутеров, эти ребята меня нашли, пригласили на техническое собеседование, потом ещё на одно техническое, ещё на одно поговорить. После пятого собеседования попросили рекомендации коллег и выслали очень хорошее предложение. Тогда решил уходить.

Ты хорошо знаешь английский? На таком уровне, чтобы собеседование пройти?

Не считаю, что хорошо, но для общения хватает. Это примерно Upper Intermediate.
В прошлом году купил три месяца уроков через скайп. Я не хотел учить правила, просто беседовал, чистил какие-то моменты, вводил более сложные времена. Сейчас английский забросил, практикуюсь только на работе. Считаю, что надо просто перестать стесняться и начать разговаривать. Хорошее подспорье — сериалы с субтитрами, фильмы на английском.

Страшно было проходить собеседование на английском?

Нет. Мне не надо было срочно искать работу, поэтому я получал удовольствие от процесса. Если бы сказали, что не подхожу, получил бы бесплатно 4 часа практики английского языка и переговоров. Но меня приняли, и мне здесь нравится.

Смотрю у тебя там должность senior frontend developer?

Да, внутри компании мы все software engineer.

А чем отличается работа senior от middle или junior?

На конференции в Одессе один парень недавно сказал: «Junior может исправить ошибку, если ты ему её покажешь, middle может найти ошибку и исправить, senior может предугадать ошибку». Задача senior — написать код так, чтобы понимать, где может быть косяк, и избежать его.

В MoovWeb ребята стараются брать только senior. У нас проактивная компания, все работают удалённо, поэтому нужны ответственные самоорганизованные люди. Если проблемы, задействуем всех, кто причастен. Если идеи — выносим на общее обсуждение. Структура компании плоская, между заказчиком и исполнителем нет 15 менеджеров, с клиентом можно общаться напрямую. Так полезнее для компании, но и ответственности больше.

А совещания каждый день?

Да, у нас ежедневные созвоны на 15 минут: обсудили у кого какие проблемы и пошли работать дальше. Но на созвонах все показывают, что делали накануне.

Есть офис в Одессе, его делят несколько компаний. Вчера сходил на работу, там было три человека, но из моей компании только я. Привязки к офису нет. Например, коллега из Америки на два месяца переехал в Эстонию, написал: «Ребята, теперь я в вашем часовом поясе, можем больше общаться».

Спонтанный выезд на пляж с коллегами перед рабочим днём

А время работы засекать заставляют?

Я отслеживаю для себя, чтобы понимать, сколько отработал. Нас попросили засекать, часы нужно отсылать, у отдельных команд отслеживают время позадачно. Я ещё раньше начал, чтобы понять, сколько времени на что потратил, и не перерабатывать.

На предыдущем проекте была таблица, где каждый на текущую дату писал, что сделал, где задержался. Удобно, видно ретроспективу.

А раньше у тебя тоже удалённая работа была?

После школы я 4 года отработал на железной дороге в техподдержке вычислительного центра, потом пошёл программистом PHP, через несколько лет снова сменил работу. Ещё 7 лет фрилансил, когда захватила капоэйра, и потребовалось время на тренировки. Были заказчики из Москвы, Киева.

Когда в Минске всё надоело, мы переехали в Одессу, а там только через полгода я собеседовался. Сказал, что ничего не знаю, но готов учиться и устроился. Офис был в 10 минутах ходьбы от дома, из вёрстки я туда пришёл в веб-программирование. В итоге вырос до начальника отдела.

Сначала работал в офисе, потом вместо часа обеденного перерыва стал уходить на два часа: спал, ел и возвращался. Когда директор спросил, почему такой длинный обед, я ответил, что после обеда всё равно положенное время отрабатываю. А так буду или спать на работе, или ходить на длинный перерыв. Он согласился, потому что уже мне доверял — я сдавал всё в срок. У других не было такого кредита доверия, а я мог уехать по делам и работать удалённо.

Один из вариантов работы из дома

Если сравнивать офис и такую удалённую работу — какие плюсы, минусы?

В офисе всё предсказуемо. Даже если сидеть в Ютубе, рабочие часы идут. Отвлекаешься чай попить, поговорить с кем-то.

В случае удалёнки если сел, надо работать. Бывают разные дни, когда 2 часа продуктивны, а остальное время вымучиваешь, пытаешься что-то сделать. Но ответственности больше: чтобы быть молодцом, надо сделать.

А как борешься с прокрастинацией?

Плохо, она побеждает. Играю с разными методиками, перепробовал много техник, но чем проще, тем лучше. В арсенале осталась работа по помидоркам: 20 минут работы, 10 минут отдыха. Также веду списки дел: каждый вечер подвожу черту, что сделал и что нужно сделать завтра. Я мозг разгружаю и каждый раз знаю, что буду делать завтра.

Когда мы делали с тобой диплом, ты мог ночью работать, поспать три часа и снова кодить. Если я не посплю, моя продуктивность падает в ноль. А у тебя всё получалось, есть какой-то секрет?

Это хорошая маска, на самом деле было тяжело. В воскресенье вы написали, что есть новые правки от Артёма, а я в 3 лег и в 6 написал, что исправлю. Когда встал с кровати, понял, что меня шатает, на ощупь дошёл до ванной, засунул голову в ледяную воду. Но деваться некуда, пришёл в себя, похлопал по щекам, сел дальше делать. Благо правки уже были несложные. Для меня это был эксперимент — смогу или нет. Но если бы было слишком тяжело, пошёл бы спать.

Плюс помогает мультифазный сон: когда спишь 10 минут и есть силы на час. Когда-то так и спасался на сдаче диплома.

Турбосон в московском кафе, 40 минут остаётся до допуска проекта у арт-директор Ильи Бирмана, а я спал всего 3 часа за сутки

Об этом Нозик писал: кажется, турбосон.

Да, просто быстренько вздремнуть. Усталость не уходит, но сбрасывается глубже, и можно дальше работать. Потом надо нормально отоспаться.

На последней неделе диплома я был в Киеве, там было жёстче. К последнему дню закидывался кока-колой, кофе, зелёным чаем — чем угодно, чтобы взбодриться. Был тяжёлый режим, а ещё и работать надо.

Я понял, что крутой и могу, но повторять не хочу, предпочитаю поспать. Вчера поздно совещание закончилось, я встал рано для интервью — договорим, и пойду посплю ещё. Дома удобно: глаза закрыл и спишь. Но я и в офисе позволял себе спать на рабочем месте, просто вставлял наушники, включал медитативные шумы и засыпал на 10 минут.

Ты пишешь у себя на сайте, что начал верстать в 1998 году. Это в 17 лет, получается?

Да, с компьютером я с детства. В четвёртом классе у нас был спектрум на магнитофонных кассетах, папа на нём работал, а я рисовал, учился печатать. Потом у меня появился 286 компьютер с чёрно-зелёным экраном, а в 95 или 96 году ноутбук. Тогда я увлёкся вёрсткой, смотрел, как это работает, ковырял html-странички, пытался верстать.

Как ты учился? Если сейчас всё в свободном доступе, то в конце 90-х интернета почти не было.

У нас дома был интернет. Тогда веб был проще, я сохранял страничку, открывал её в блокноте и методом тыка менял. Потом искал и читал документацию, на русском было мало, пытался понять на английском.

Когда я изучал PHP, Дима Смирнов из Яндекса вёл блог про программирование и вёрстку. Я написал ему письмо с вопросом, он подсказал. Тогда очень удивился, что мне ответили. Если бы он меня послал, я бы забросил PHP, потому что не смог бы забраться на следующую ступеньку.

Что посоветуешь начинающим верстальщикам?

У меня два совета. Первый — быть любопытнее и лезть в смежные сферы.

Когда общаюсь на собеседовании или конференции, люди умеют верстать, но шаг в сторону, и ничего не знают

Вёрстка — механическая работа, но перейти на другой уровень и понять, как это работает — гораздо круче. Банальный вариант — читать техническую документацию. Это поможет понять, как живёт вёрстка и чем дышит.

Второй — автоматизировать работу, найти инструменты, которые ускорят разработку. И не верстать руками сто однотипных страничек.

В этом году читал про использование нейронных сетей для вёрстки дизайн-макетов. Работа верстальщика постепенно утрачивает свою ценность. Куда сейчас развиваться фронтенд-разработчику?

Варианта три: учиться настраивать нейронные сети, потому что они идеально верстать не будут, нужен человек; искать специализацию, ориентируясь на предпочтения и тренды, или найти хорошую работу и получать деньги — тоже цель.

Расскажи, как ты увлёкся капоэйрой?

Капоэйра — бразильское боевое искусство, всё действие происходит в круге — роде. Рода поёт, играет батарея — музыкальный ансамбль, а в центре двое машут ногами. Мне нравилось, что можно драться или просто играть.

В 96−97 году в Белоруссии издавался журнал «Будо» про боевые искусства. Я брал почитать у друга-тхэквондиста. В одном номере прочитал про капоэйру. А в 1998 увидел фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом, вспомнил журнал и стал искать капоэйру в Минске. Не нашёл и бросил эту идею.

Вернулся к капоэйре в 2004. У меня была депрессия: уволился с работы, прогулял всё лето, потратил накопления. А когда устроился снова, много работал, иногда спал в офисе — это был старт карьеры. Чтобы отвлечься, записался на бальные танцы и капоэйру. Через год понял, что капоэйра ближе, и стал ходить только на неё. Это была первая группа в Белоруссии, мы смотрели ролики в интернете, рисовали раскадровки движений, пытались повторять.

В какой-то момент одна девочка съездила в Варшаву и нашла бразильского мастера, сказала, что теперь мы будем частью международной группы FICAG. Это раскололо группу: кто-то пошёл своим путём, а я остался. Но понял, что не хватает чётких знаний, плохо поставлена техника, мастер далеко и уровень преподавания невысокий. А потом начались проблемы с коленями, локтями, я стал искать другую методику преподавания. В Киеве нашёл «Аше капоэйра» с классной методикой, учебными материалы, DVD. Нам объясняли, как и почему нужно делать. Со временем я стал руководителем филиала, 5 лет вёл тренировки, приглашал преподавателей на семинары, на работе ушёл во фриланс, потому что на это нужно было время.

Рода зарубежной части группы Axe Capoeira

То есть ездили в Киев?

Каждый филиал раз в год делал большое мероприятие, приглашал мастера или профессора, приезжали люди из разных стран обменяться опытом, повысить пояс. В Киев я ездил на такой семинар. Мне понравилось, мы стали частью группы. Когда я закончил тренерскую карьеру, ребята сделали семинар в Белоруссии.

Мы ездили на семинары в Киев, Москву, Польшу. Неделя тренировок с перерывом на сон и еду, голова ничем не забита. Тренировки тяжёлые, но мы получали кайф.

Семинар 2010 года со старшими товарищами из Москвы. Паша Ciborge объясняет, как тренировать мартелу и ганшу — удары ногами, и нарабатывать баланс

Я правильно понял, что у тебя несколько лет в Минске была своя школа капоэйры?

Да, на пике в зал приходило 70 человек. Мы строили планы тренировок, проводили занятия для младшей, старшей и детской групп. Я руководил, планировал, делегировал и тренировал. Но сам в соревнованиях не участвовал. Я плохой капоэйрист, тратил много времени, чтобы выучить каждое движение, но это помогло стать хорошим преподавателем и объяснять ученикам.

А мои ребята ездили на соревнования, один ученик выиграл золотую медаль в России, хотя соревновался в категории выше, чем его пояс. И девочка заняла третье место на мировом чемпионате в Баку. Считаю, как тренер я состоялся.

А почему ты продолжил заниматься вебом, а не ушёл с головой в капоэйру?

В вебе больше денег. Когда я занимался капоэйрой, она была дотационной дисциплиной: я платил за зал из зарплаты, покупал инструменты, лапы. Эти затраты я не отбил. Я вывел группу на точку безубыточности и ушёл. Сейчас ребята не занимаются этим как работой, но доходы уже есть. Раньше доходов не было, потому что если в Киеве 2 абонемента отбивают аренду, то в Минске — 15. Дополнительно нужно было тратиться на инструменты, материалы.

А ещё мне нравится программирование, потому что не люблю общаться с людьми. 5 лет пообщался, и хватит.

Я уехал в Одессу, а ребята взяли и сделали то, чего я боялся не потянуть финансово: пригласили местре нашей группы с сыном и сделали первый семинар группы в Белоруссии

Когда произошёл переломный момент, и ты сказал: «Всё, хватит с меня капоэйры»?

Зимой 2012 года мы поехали отдыхать на Тенерифе. Мне понравился ритм жизни, мягкий климат — весь год от +25 до +30. Я понял, что хочу провести старость в таком месте, а для этого надо двигаться, иначе засосёт. Вернулся в Минск, собрал старшую группу, рассказал, где был, и сказал, что не знаю когда, но уеду. Поэтому пора принимать управление на себя. У меня уже были люди, которые занимались младшей группой, музыкальными занятиями, преподавали факультативы, танцы. Никого не искал, просто предупредил их, что обязанностей и ответственности будет больше. Это был февраль, а в июне мы уехали. Планировали ехать во Львов, но на лето заехали в Одессу и остались там. В Одессе я думал вернуться в капоэйру, но год позанимался и понял, что надо на что-то другое переключаться.

Вот в такую красоту развилась наша группа сейчас

Почему Одесса? Разве твоя работа и работа твоей жены обязывает находиться на одном месте?

В Одессе появилось ощущение своего города, будто я здесь всю жизнь живу. Когда переехали, пожили здесь недели две и отправились в путешествие по Германии, потом во Львов. Устали от переездов, решили пару месяцев пожить в Одессе, чтобы всё устаканилось. Это было осенью: море ещё тёплое, туристов нет, дешёвые фрукты. За осенью пришла зима, и мы поняли, что это город, куда хочется возвращаться. Даже в Минске ещё по пути из аэропорта я скучаю по Одессе. Может, потом перееду ещё, есть планы на кругосветное путешествие: найдём 12 точек вокруг земного шара и в каждой будем жить по месяцу.

Но квартиру купили в Одессе. Это место силы, как безопасная зона в игре: здоровье поднять, монстры не трогают. Плюс Одесса не такая большая, как Киев, где чтобы куда-то добраться, нужен минимум час. В Одессе за час я могу до моря дойти и назад вернуться.

Вид из окна моего офиса

Наша одесская квартира. Моя жена Лена вешает часы

Одесский пляж

Как ты узнал про бюро?

Когда интернет был маленьким, и все друг друга знали, Илья Бирман вёл свой блог. Мы с ним даже периодически общались. Потом я продолжал следить, подписался на RSS, а с 2007 года читаю Советы.

А почему ты, будучи разработчиком, решил поступать в Школу дизайнеров?

Я люблю красивые вещи, красивых женщин. А когда занимался веб-разработкой, вёрсткой, старался делать красиво на экране. Я читал «Веб-дизайн» Дмитрия Кирсанова, где базовые понятия дизайна применялись к вебу: как выбирать шрифты, цвета, пропорции. Эта книга перевернула моё мировоззрение: полгода ходил по улицам и придирался ко всем вывескам. Принцип бюро — «не пропустить говна», а я занимаюсь веб-разработкой, чтобы делать хорошие вещи. И дизайн мне интересен, чтобы понимать, как делать красиво.

Фрагмент вступительного задания в Школу дизайнеров

Если столько лет знаешь про бюро, почему только в 2017 году пошёл учиться?

Каждый год думал поступить, но откладывал. То из-за нехватки времени, то из-за нехватки денег. Когда Людвиг Быстроновский приезжал в Одессу с лекцией, я сходил и пообщался с Лерой Паниной, которая организовывала его приезд. Она в тот момент как раз была завучем школы. Я воспринял это как знак: поставил цель, выделил деньги и начал делать вступительные. Это не карьерообразующее решение, скорее для фана и дополнительной информации.

А почему на вторую ступень не пошёл?

Потому что я плохой дизайнер, плохо рисую. На второй ступени ребята каждый день выкидывали по два новых макета, я 4 дня один макет рисовал. Поэтому понял, что выхлопа не будет, просто загоню себя в переутомление: буду тратить 8 часов в день на работу, 8 часов на рисование.

А от первой какие впечатления?

Самое яркое впечатление — подгорание в районе пятой точки от тестов. Так в бюро видят учебный процесс, но изначально ожидаешь чуть больше ясности.

Я читаю Советы с 2007 года, всё уже слышал. Но одно дело слышать, другое — использовать. Плюс в голове выстроилась структура. Теория первой ступени без практики второй — это мало, но знания есть и когда понадобятся, я смогу объяснить, что нужно сделать и почему.

Андрей, когда я пришёл на вторую ступень, то добавился в чат «Коты в иллюминаторе» и обалдел от движухи. Что за тема-то?

Когда мы поступили, кто-то из ребят создал чат школы, все туда добавились. И некоторые начали флудить, их за это забанили. Но главное в студенчестве — общение, знакомства. Поэтому мы отделились и сделали чатик, где можно заниматься чем угодно. Народ туда подтянулся, а чатик школы, наверное, уже загнулся.

Митинг с котами-иллюминатами: я, Егор Мальцев, Гоша, Полина Гостева и Рома. Обсуждаем проект про дальтоников. Организованы мы были лучше, чем команды на третьей ступени

И вы ещё совместно с этими ребятами делали проект про дальтонизм. Расскажи, каково это.

Мы решили, что без практики теория мертва. Дают знания — надо что-то пилить. Мы попытались, но не сделали. Сейчас закончилась учёба, и мы опять думаем либо продолжить это делать, либо взять другой проект.

Рассказываем в блоге об идее проекта про дальтонизм

А в чём идея проекта?

Я дальтоник, как и 8% населения планеты. Нам не всегда удобно пользоваться интерфейсами, которые проектируют дизайнеры. Например, в книгах Горбунова, в книгах по типографике, интерфейсам и в тестах правильный и неправильный ответ для меня одинакового цвета.

Я прохожу тест, и он мне бесполезен, потому что у меня всё залито одинаковым цветом, не понимаю, где ошибся

Решение: чуть дальше цвета по цветовой шкале разнести, и дальтоники увидят эту разницу. Чтобы узнать что хорошо, а что плохо, сидел с пипеткой и проверял цвета.

Проект информационный? Вы просто рассказываете про дальтонизм или делаете скрипты, которые покажут?

У нас уже есть прототип, где мы хотели собрать набор правил, как это проверить, и набор решений, как улучшить. Два или три правила, два или три решения. Но никто этого не знает и не делает. Хотя большие компании иногда обращают внимание на контрастность. У нас должны были быть примеры, чтобы человек со стороны мог прочитать и понять. Была история про работника, который приходит и не понимает, дверь снята с сигнализации или нет: красный огонёк или зелёный. Когда четвёртый раз приехала охрана, фирма нашла простое решение и перенастроила сигнализацию: когда не горит — снята с сигнализации, когда горит — поставлена. Дальтоники смотрят по телевизору футбол и не понимают, красная карточка или жёлтая, кто играет — потому что форма одинаковая.

Мы хотели сделать советы, как проверять и исправлять. Но не успели справиться до конца первой ступени, а на второй у ребят на это уже не было времени, на третьей тем более. Сейчас учёба закончилась, мы собирались и обсуждали, будем заканчивать этот проект или брать другой.

Если ты дальтоник, то как работаешь фронтенд-разработчиком? Там же тоже нужно работать с цветом.

У нас есть пипетки и мне не надо подбирать цвета на глаз. Но современные технологии — это куча косяков. Цветовая калибровка в фотошопе на виндоусе и на маке отличается — цвета разные. Это не предугадать, но я сразу вижу косяки. Могу спросить: «Это зелёный или красный?», и нормальный дизайнер подкрутит так, чтобы все видели разницу.

Обнаружил на твоём сайте проект «Знакомер». Там написано, что арт-директор — Людвиг Быстроновский плюс несколько дизайнеров.

Я работал не с Людвигом, а с одним из дизайнеров — Александром Левицким. Это один из организаторов проекта «Архитектура Одессы». Они собирают информацию о старых домах Одессы, ищут документы, занимаются сохранением города. Левицкий один из тех, кто продвинул в горсовет правила оформления вывесок. Город стал чище, поснимали пластмассовые вывески на полдома, которые закрывали фасады. Мы ходили к ним пару раз на экскурсии, и я предложил помочь с сайтом. Начал с главной страницы, теперь планируем сделать большой движок, но пока не складывается. Так как я помогал им с сайтом, он предложил поработать над «Знакомером».

Архитектура Одессы

А Людвиг там откуда?

Это проект студентов-стажёров Студии Лебедева, включая Александра Левицкого.

Когда мы всё сделали и отправили Людвигу, Тёма или ещё кто-то не увидел письмо. А позже кто-то другой из студии сделал похожий проект. И на сайте студии опубликовали этот проект, а не наш, хотя и была договорённость. Поэтому наш проект я разместил на личном сайте.

А зачем ты бесплатно подписался на два проекта на третьей ступени?

Для фана. Я прикидывал, что первые два месяца ничего не будет двигаться, потом аврал. Так и получилось.

Получается, ты переступил через вторую ступень и оказался на третьей, ещё и дважды. Как ты себе представлял третью ступень, и какой она оказалась на самом деле?

Больших ожиданий у меня не было. Но в работе я ожидал большего порядка от дизайнеров, менеджеров. В конце всё выстроилось, но вначале можно было чётче прописывать, что делать, чего добиваться.

Но было прикольно общаться с двумя разными арт-дирами. У Горбунова было мало обучающего момента, в моём понимании должно быть больше. У Бирмана — больше, он мягче, спокойнее. У тебя нет ощущения неминуемого — все работают, мне это понравилось.

Встретился в Москве с командами проектов. Это команда Городского бюро недвижимости: я, Максим Козлов, Лена Перминова и Саша Вельянинова

Команда журнала «Кто студент»: Оля Зонова, Сёма Сёмочкин и я. Стас Сажаев остался за кадром

Какой команде тяжелее дался проект?

У Городского бюро недвижимости шло более гладко: мы согласовали дизайн, начали верстать. А вы долго не могли согласовать внешний вид, было непонятно, что делать.

Там дизайнер просто передавал, что сказал арт-дир, или отправлял меня с ним поговорить. Но не я учусь, а дизайнер. По моей вине мы пропустили неделю, я специально ничего не делал за дизайнера, пока конфликт не эскалировался. Я шёл на третью ступень с осознанием, что дизайнер умеет руководить, договариваться с разработчиком и арт-диром, согласовывать замечания, трансформировать замечания от арт-диров в замечания для разработчика. Менеджерской работы не было.

У вас работа была, но хотелось больше управления группой, чтобы чувствовалось уверенность, что мы идём туда.

По дороге из Одессы в Москву на одну ночь заехал к родителями на дачу. В 6 утра верстаю проект, до дедлайна осталось 2 дня

Ты посмотрел на одного арт-директора, другого, увидел изнутри две команды. Какой совет дашь ребятам, которые будут учиться на третьей ступени?

Слушайте Колю Товеровского, изучайте ФФФ. Я участвовал в двух проектах, но ещё в одном сбоку смотрел, в другом слушал — проекты страдали от отсутствия чёткого плана работы. Нужно идти по плану, корректировать его, согласовывать, готовить человека к ожиданиям и оправдывать их.

Планирование — это краеугольный камень. Не важно, как вы рисуете, главное, как вы договариваетесь и показываете свою работу, будут ли вам доверять. Старайтесь брать инициативу на себя и беседовать с арт-диром.

Второй совет — абстрагироваться от ситуации, всё планировать и максимально взаимодействовать с арт-диром на переговорах, пытаться максимально выцепить информацию про следующий шаг.

В конце мне понравилось: мы нормально флексили, договаривались. Но это надо делать с самого начала. Поэтому третий совет — сразу договориться до флекса о странице-заглушке, где на чёрном фоне белым Times New Roman будет написано что-нибудь. Если что, покажем эту страницу, и потом спокойно работаем остальные 6 недель.

А четвёртый совет — взять проект, разрезать, оставить десятую часть — это и можно успеть. В одной из групп слишком много пытались, надо было выкинуть всё, оставить одну функцию и с ней выйти. Успели бы две функции — были бы в плюсе. Но обещать пять и не успеть ни одной — уже минус.