Анна Лесных. Изнутри «Тинькофф-журнала»

Анна Лесных Изнутри «Тинькофф-журнала»

Как работать с авторами, стрелять из лука, и почему редакторы Т—Ж не инфостильные зомби.

Ты ответсек «Тинькофф—журнала». Чем конкретно занимаешься?

В редакции я мастер на все руки. Моя главная задача — курировать новых авторов. Сначала заявку на статью смотрит Максим, а потом авторы приходят ко мне. Они ещё ничего не знают о редпроцессе. Я всё объясняю: чем мы занимаемся, как пишем, что нужно и не нужно для первого черновика. Получается, я входные ворота журнала, это основная часть моей работы.

На мне общение с авторами на протяжении всего процесса написания статьи, от первого черновика до публикации. Автору может быть сложно писать статью, особенно в первый раз. Помогаю каждому, поддерживаю.

Я отвечаю за порядок в трело, организую работу внутри редакции. Например, этой зимой был день рождения журнала, авторам дарили подарочки за то, что они с нами давно. Некоторые авторы живут в других регионах и даже странах, они не могли к нам приехать. Отправляла им подарки по почте.

Ещё есть пласт работы, который связан с документацией внутри журнала и с другими компаниями. Например, с фотобанками или рекламщиками.

Редакторской работы у меня немного. Выпускаю две рубрики в журнале: Под прищуром, где мы внимательно смотрим на работу сомнительных компаний, — и Разводы, в которой рассказываем, как защитить себя от мошенников.

Тинькофф-банк

Ответсечу в офисе «Тинькофф-банка». В редакции почти всегда тихо: мы чаще пишем друг другу в чат, чем говорим вслух

Тяжело общаться с начинающими авторами?

Искренне считаю, что я эдакий маленький психотерапевт журнала. Люди читают про Т—Ж в интернете и думают, что у нас очень жёстко. Заранее стрессуют и переживают. Ожидают, что первые черновики вообще придётся отнести на помойку. Но на практике всё не так ужасно: у нас тактичные редакторы, уважение и забота.

Я поддерживаю человека, чтобы он довёл статью до результата. Кто-то в первый раз сталкивается с гугл-документами, кто-то не понимает, как добавить изображение. Объяснять всё это — моя ежедневная рутина. Для удобства я составила шаблонные сообщения и редактирую их под каждого человека.

Это классный процесс. Люди потом говорят мне: «Спасибо, что помогла разобраться». Приходят писать следующие статьи, это самое важное.

Когда новый автор приносит идею статьи, ты можешь сразу определить, выстрелит или нет?

Я до сих пор не научилась понимать, что выстрелит, а что нет. У нас была статья о компенсациях по сберкнижкам. Казалось, это нудная тема, которая никому не нужна. А она собрала 600 тысяч просмотров за день. Подумала: «Ну ладно, я лох». Никогда не угадаешь.

Недавно стрельнула статья Сколько стоит содержать катер. Кому вообще нужно содержать катер? Получается, заходит либо что-то бесполезное, но любопытное, либо что-то суперпрактическое.

Бывает досадно, когда не читают лонгриды. Мы четыре месяца мучаемся с автором, четыре месяца мучается редактор. Потом рисуем обложку, проходит куча процессов. А потом у статьи всего пять тысяч просмотров. Сидишь и думаешь: «Ну и отстой».

Вывод: нужно делать всё, что есть в процессе. Вдруг выстрелит.

В старой методичке для авторов Ильяхов писал, что ответсек — главный человек в журнале. Сейчас ты главная?

В редакции важны все. Есть куча людей, труд которых со стороны не виден, но важен: верстальщики, иллюстраторы, программисты, дизайнеры, ребята, которые делают сайт.

Наверное, ответсек — главный человек для авторов, способ общения с редакцией. По-другому тяжело: у редакторов огромный поток сообщений в телеграме, что-то может потеряться. Без ответсека эта машина работает медленнее.

Моя задача — выстроить процессы и помочь в них быстро разобраться. Это одна из важных ролей, но не самая главная. Важен труд специалистов, которые делают журнал вместе. В том числе авторов: без них у нас ничего бы не было.

Кем ты работала до журнала?

Я была продюсером корпоративного блога. Работа схожая, просто было чуть меньше авторов. Я их приводила, рассказывала, что как у нас работает, уточняла сроки и заключала с ними договор.

Но в Т—Ж гораздо больше авторов, и каждый день приходят новые. Не скажу, что была готова к таким объёмам. Но потом втянулась, и стало суперклассно.

Тудулист

Чтобы ничего не упустить, записываю все дела на день в блокнот. Не записываю только ежедневную рутину

А до этой работы у тебя было что-то совсем не журнальное?

У меня странный карьерный опыт. В самом начале я устроилась в компанию, которая делала рекламу автомобилей и недвижки. Я там занималась финансовыми сверками, постановками банеров в рекламный канал и другими техническими вещами.

Тогда я была очарована книгой 99 франков, думала что реклама — это просто супер. А оказалось не супер. Нервная работа с людьми, которые вечно в ожидании новых проектов. Я поняла, что надо уходить.

Потом был долгий период поисков того, что мне на самом деле нравится. Поработала продавцом подержанных автомобилей, администратором в отеле, барменом.

Расскажи, как стать барменом.

Когда мне было 18, я подумала, что было бы классно поработать за баром. Но совсем без опыта в бары девушек не брали — пришлось идти учиться. От знакомой я узнала, что существует школа при Барменской Ассоциации России. Рассказывают про посуду, технику, напитки. Учат готовить коктейльную классику и одновременно говорить с гостем. На экзамене как раз надо готовить и говорить с экзаменатором.

После экзаменов мне дали направление на практику. Но я недолго проработала в баре — не зашло, хотя хорошие коктейли с тех пор люблю. Советую всем поработать в сфере обслуживания. Научитесь общаться с людьми и быстро соображать в конфликтных ситуациях.

Пей коктейли, дуй вино

Научилась быстро делать коктейли на большую компанию. Иногда пользовалась этим умением на корпоративах

Что было дальше?

Со временем я поняла, что хочу связать карьеру с текстом. Стала брать небольшие заказики на бирже, делала их по вечерам и выходным. Но за это платили крошечные деньги: 50 рублей за тысячу знаков. Этим на жизнь не заработаешь. Я отказалась от идеи фриланса и пошла работать в компанию «Тайм Пэд» ассистентом рекламного отдела.

Я была на стыке рекламного отдела и редакции. Помогала сделать так, чтобы клиентские задачи более-менее адекватно решались на сайте. Иногда клиенты присылали какую-то жесть, приходилось всё согласовывать.

Например, в редполитике было правило, что в рекламную рассылку нельзя ставить картинки с готовым текстом. Текст добавлялся на фото при вёрстке. Но клиенты присылали свои материалы с кучей слов и цифр, которые совсем не подходили под технические требования. Макеты получались уродливыми, но клиентов это не останавливало. Приходилось искать варианты на стыке, чтобы и редакции было не совсем позорно, и клиент понимал, что мы не просто артачимся.

На заре работы у меня была цепочка на 146 писем с клиентом. Обсуждали рекламу, которая стоила тысяч 20. Сейчас-то я понимаю, как глупо было вообще вести это обсуждение так долго в письменном виде.

За два с половиной года в «Тайм Пэде» я выросла до главреда. Перестала работать с клиентами и работала только с текстом: занималась рассылками, банерами на сайте и партнёрскими взаимоотношениями.

Потом я ушла в «Док-плюс», где работала продюсером. Словом, я всегда была человеком, который организовывает процессы.

Я всегда была человеком, который организовывает процессы

Как ты попала в Т—Ж?

Наверное, у всех, кто как-то связан с редактурой или текстами в России, есть представление, что попасть в «Тинькофф-журнал» — это прям вышка, круче уже просто некуда. Я была одним из этих людей.

Я очень хотела попасть в Т—Ж, изучала редактуру. Прочитала «Пиши, сокращай», «Автор, ножницы, бумага» и «Как писать хорошо». Сходила на курс Максима по рассылкам и на курс Николая Кононова про брендовые медиа. На полке были даже книги в духе магического копирайтинга. Я старалась везде работать сразу с текстом, графикой и организацией процессов одновременно, чтобы качать скиллы.

В какой-то момент увидела в телеграме, что Т—Ж ищет ответсека. Ответсеком тогда была Марина Сафонова, теперь она заместитель Ильяхова. А когда ухожу в отпуск, Марина меня подменяет. Ильяхов писал в блоге, что она «сердце, душа, процессор и хребет» журнала.

КМБ

Фрагмент из старого Курса молодого бойца Ильяхова для новых авторов Т—Ж

Было представление, что ответсек — звёздная позиция, Марина мне казалась супергероем. Так и есть до сих пор. Подумала, что с ней будет классно работать, она сможет многому меня научить.

Я написала письмо, хотя не была уверена в своих силах. Позвонила Марина и спросила, почему я работаю в «Док-плюс» всего 6 месяцев — и уже решила уйти. Я честно ответила, что никуда не собиралась уходить. Но такая вакансия в Т—Ж открывается не каждый год, и кто не рискует, тот не пьёт шампанское. На следующий день меня позвали на собеседование, а ещё через день — на работу.

Про выпускников Школы редакторов иногда говорят «инфостильные зомби». Пишут, словно Ильяхов в мозгу сидит, у них нет своего стиля. Это как-то применимо к редакторам Т—Ж?

Когда я только пришла работать в журнал, мы издавали чуть меньше статей. Я успевала читать каждую итерацию работы над черновиком. Было интересно, как работают редакторы. Моё мнение изнутри: у нас нет инфостильных зомби. Например, Петя Рябиков оставляет классные шутки в текстах, он внимателен к авторскому стилю, сохраняет его в статьях. И все остальные работают так же.

Редацкие приёмчики — Канал Петра Рябикова в Телеграме

Я не вижу историй про инфостильных зомби. Ильяхов больше всех в журнале позволяет себе отходить от правил, поэтому наши статьи выглядят супер. Вся эта история про инфостиль сильно преувеличена. Это просто инструмент, который помогает редактору. Никто не упарывается и не удаляет прям все стоп-слова.

Да, абстрактные рассуждения и лирику редакторы убирают. Но это не из-за Школы редакторов или Ильяхова. Это связано с пользой для читателя. Ресурсы читателя ограничены: когда читаешь лонгрид, хочется концентрированную пользу, а не лирику и эмоции. Есть колумнистика, где читаешь автора, там это уместно: ты его знаешь и хочешь прочитать его мнение. А когда читаешь издание про деньги, не очень хочется видеть эмоции, хочется больше конкретики.

У нас недавно вышла статья про халявные покупки на Али. Она почти полностью состоит из безудержной иронии и шуток. Всем людям, которым кажется, что мы законсервированы в своем инфостиле, надо эту статью почитать.

Когда читаешь издание про деньги, не очень хочется видеть эмоции, хочется больше конкретики

Что скажешь про Ильяхова как босса?

Мы не так часто пересекаемся. По моим ощущениям, он центр редакции, который приходит и накидывает новые идеи. Следит за всеми текстами. Авторы кидают ему идеи статей.

В плане наставничества он один из самых классных людей в России, с ним очень здорово работать. Для меня важно, что человек, который управляет кораблем, сам при этом много делает. Максим — такой.

Не знаю, есть ли время, когда Максим не работает. Даже в отпуске, в выходные или в 11 вечера он обязательно ответит. Всегда приходит на помощь, никогда не скажет: «Не, ребята, разбирайтесь сами!». В плане мотивации с ним работать классно.

Недавно я захотела отредактировать статью, написала Максиму: «Не уверена, что будет хорошо, но давай попробуем». Он ответил: «Конечно, давай». Это был важный психологический момент: вокруг работают люди с большим опытом, закончили Школу редакторов, знают теорию. А я без школы, ничего за плечами нет — было приятно получить поддержку.

Конечно, Максим может прийти и сказать: «Вы чё тут фигню сделали? Давайте исправим». Может вернуть статью в процесс. Но чтобы жёстко раскритиковал или сказал: «Это бесполезное барахло, никогда такого не выпустим», ни разу не видела.

Максим говорил, что редактор зарабатывает как начальник отдела. А как на самом деле?

Редактор в журнале получает столько, сколько наработал. В штате у нас небольшое количество людей. Обычно редакторы работают удалённо. Их зарплата зависит от того, какое количество статей в месяц они сделали.

А у меня и всех, кто работает в штате, фиксированная зарплата. Есть примерные нормы, что нужно делать. Но в среднем утверждение Ильяхова правдивое.

В школе рассказывают про систему «Ресурс», когда можно работать и путешествовать. Реально ли так жить на зарплату редактора и периодические гонорары?

Если ты организованный человек, то это более чем реально, особенно если есть недвижимость, которую сдаёшь, пока путешествуешь. Всё зависит от типа отдыха: можно кидать веер денег и шиковать, а можно скромно отдыхать.

Про себя знаю, что в путешествиях мне абсолютно не хочется работать. Я люблю ходить и смотреть город, людей вокруг. Будет крайне сложно заставлять себя сидеть за компом 8—9 часов в день и стойко выполнять свои обязанности. Знаю людей, которые реально путешествуют и работают. У нас есть авторы, которые за время, что мы издаём статью, успевают несколько стран сменить.

Я так не могу: на мне все документы, с ними надо быть в офисе. Но могу позволить себе пару раз в месяц не прийти. Дома у меня другая крайность — переработка. В офисе есть социальный момент: вспоминаешь, что надо пообедать, и что пора домой. А дома просто сидишь за компом нон-стоп.

Sempre Più Emozioni

В путешествиях люблю бродить по городу и фотографировать. Сейчас у меня получается путешествовать 3—4 раза в год: на большие праздники и во время отпуска

Ты хотела бы закончить Школу редакторов?

Да, потому что это полезная база. Я не самый организованный человек в плане обучения. Мне нужно, чтобы у меня над головой висел дамоклов меч в виде дедлайна. Иначе буду забивать и откладывать на завтра.

Некоторые дела у меня уже несколько лет откладываются, школа — одно из них. У меня нет чёткого плана, есть примерное понимание направления, чем я хочу заниматься, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Хочу научиться колоссальному количеству вещей, но не на всё хватает времени. Приходится расставлять приоритеты.

Получается, школа — где-то в перспективе. А в ближайших планах что?

Хочу позаниматься монтажом и съёмкой видео, благо в журнале есть профессионалы из любой сферы. Можно подойти к ребятам, сказать: «Я хочу узнать, попробовать». И они тебе всё объяснят.

Ещё в этом году у меня случилась история, которая абсолютно не связана с редактурой, — стрельба из лука. Этой зимой и до лета очень плотно буду ей заниматься. Надо разобраться в технической стороне вопроса и отточить навыки.

Хочу покататься по соревнованиям, посмотреть, насколько я это могу. Понятно, есть профессиональные спортсмены, они с 14 лет занимаются, мне их уже не догнать. Но хотелось бы всё же технику подтянуть.

Как ты нашла такое необычное увлечение?

Супер спонтанно, я не ожидала. Мне изначально казалось, что я хочу научиться стрелять из пистолета. Всерьез раздумывала над покупкой лицензии, но полный идиотизм это делать, если с оружием обращаться не умеешь.

Решила сходить в тир — посмотреть, как это работает. Взяла комплексный тур. Это странная штука, где ты пробуешь всё, что есть в тире: метание ножей, стрельбу из винтовки, пистолетов, луков, арбалетов. В составе этого тура у меня было пять выстрелов из традиционного лука.

Я не особо влюбилась, потому что очень плохо объясняли. Решила, что ещё попробую и записалась на час стрельбы. Тогда уже мне по-настоящему понравилось. Это расслабляющий процесс, но при этом очень помогает концентрироваться. Нужно думать, что происходит в твоём теле. Одновременно и думать о мишени, и не думать о мишени. Очень классное чувство.

Потом я стала читать про луки и узнала про блочные. Я больше люблю технологические штуки, поэтому поменяла традиционный лук на блочный. Это был поворотный момент, когда я поняла: «Всё, это любовь» — и продолжила заниматься. Спросила тренера, сколько денег готовить, он сказал: «Много». Это очень энергозатратно и денежно, но стоит того.

Лук от всех недуг

Уже 10 месяцев занимаюсь стрельбой из лука. Всё никак не пройдет ощущение, что это классно

Ты рассказывала, что у тебя плохо получается копить.

О да, это очень смешно. Наверное, я плохой сотрудник «Тинькофф-журнала», который рассказывает, как адекватно относиться к финансам. Я очень плоха в этом плане. Знаю кучу систем, как нужно откладывать деньги. Но на практике этого никогда не делала: как-то получается, что мне денег хватает. Думаю, это связано с тем, что моя зарплата постоянно росла. Вместе с ней росли и запросы, но в зарплату я всегда укладывалась.

Накопить на что-то большое вроде машины я вряд ли смогу. Это будет психологически тяжело: придётся себя заставлять думать, где я трачу, где не трачу. С луком у меня была понятная цель. Я знала, что накопить и купить всё сразу не смогу. Поэтому сделала по-другому: разбила все траты на части и каждый месяц покупала что-то одно. Сначала что-то из обвеса, потом лук, потом подставку, потом стрелы. Всё делала в разные месяцы.

Накопить и отложить — не про меня

Как думаешь, журнал поможет встать на путь истинный?

Надеюсь, что это со временем сработает. У нас есть статья про то, как копить если ты транжира. Периодически в неё всматриваюсь: мотиватор, что я смогу когда-то так сделать.
С другой стороны, у меня пока нет темы, на которую хотелось накопить. Если что-то такое появится, скорее всего я вспомню весь опыт, статьи и возьму себя в руки наконец-то. Но пока нет потребности, я этого не делаю.

Расскажи про самую спонтанную покупку.

Могу рассказать про худшую. Одной из худших покупок была машина. Тогда я собиралась поступать на журфак и думала: «Сейчас я буду журналистом, это же такая разъездная работа, буду много по Москве кататься. Дааа, нужна машина». В итоге я её продала через два года, оказалось, что в Москве это немного бессмысленно. До работы быстрее было добраться на метро, чем на машине. Так что это была глупая идея. Хотя у меня была не супер дорогая машина, справедливости ради.

Почему в итоге не пошла на журфак?

Я готовилась к нему: сдала все ЕГЭ, были хорошие баллы. А потом оказалось, что у них нет вечерки, а я на тот момент закончила колледж и работала. Учиться на дневном четыре года, деньги не зарабатывать — как же я буду жить?

Я ни у кого не прошу денег и привыкла к своему образу жизни. Поэтому решила: «Извини, журфак, но нет». Поступила в итоге в университет, где были пары по выходным. В дипломе написано, что я дизайнер среды.

Редактору нужно журналистское образование?

Из всех моих знакомых, кто работает с текстом, журналистское образование есть у четырёх человек. Думаю, что если хочешь работать с текстом, то журфак вообще не нужен.

Может, я не права, и там людей учат важным вещам, которых я не знаю. По-моему, чтобы писать хорошо, нужны две фундаментальные вещи: много читать и много писать. Читать лучше классическую литературу. Понимаю, это звучит, словно я препод по литературе, но это правда так. Классика ставит язык и его понимание.

Второе — писать. Необязательно в журнал. Можно сначала для себя, а потом переходить на работу с редактором. Не знаю, может и полезно что-то почитать, но практика решает. Мне кажется, в любой работе практика важнее всего.

Что сейчас читаешь? Что порекомендуешь?

Сейчас читаю «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова. А порекомендовать много всего могу. У меня место на полках кончается, не знаю, что с этим делать.

Азбука классики

Книжная полка уже не вмещает классиков

Давай топ-три.

Советую всем читать Набокова. Но не «Лолиту»! Для начала Защиту Лужина, потом «Король, дама, валет».

Ещё советую обязательно читать Ильфа и Петрова: это ребята с потрясающими метафорами. Не знаю никого другого такого. Золотой телёнок мне больше нравится, чем «12 стульев», ставлю его на второе место.

И третье: хотела сказать «Война и мир», но это перебор. Наверное, Морфий Булгакова.

Ещё кучу иностранного могу посоветовать.

Давай. Твой топ-три иностранных книг.

На первом месте Как писать книги Стивена Кинга. Я думала, что книги писать — это вдохновение: оно пришло или ушло. Но нет, Кинг рассказывает, что это монотонный труд.

Ещё Пэлем или приключения джентльмена. Вообще, британская литература классная. Там ирония и интеллектуальный юмор, а не как сейчас — ниже пояса. Чувствуешь, как растёт айкью, пока читаешь.

На третьем месте Артур Хейли с его Колёсами. Там про автоконцерны Америки, а мне всегда тема автомобилей нравилась.

Что можешь посоветовать людям, которые захотят стать ответсеком?

Это работа для человека, который обладает двумя чертами характера: организованностью и дружелюбием. Не думаю, что для неё нужна особая подготовка, достаточно быстро соображать и уметь в параллельные процессы.

Советую заранее приучить себя записывать все задачи на рабочий день в блокнот или любой документ на компе — без этого точно что-то забудется. А ещё почитать что-то базовое по психологии, потому что людям действительно понадобится ваша поддержка.

На собеседовании на эту позицию я говорила, что хочу быть Артуром из фильма «Начало». Он там координирует команду и помогает всем делать свою работу. Считаю, что ответсек должен быть именно таким: слегка занудным, но внимательным ко всему происходящему.