Иван Устякин. Берёшь и делаешь — Кто студент

Иван Устякин Берёшь и делаешь

Как запускать интернет-магазины, продавать роботов и не бояться менять профессию.

У тебя в бюросфере написано, что ты идеалист. Какой смысл ты в это вкладываешь?

Я верю в добро и хороших людей. Хорошие идеи, тексты, люди меняют мир к лучшему. Мне очень важно заниматься хорошим делом. Может показаться, что я витаю иногда в облаках, но вот я такой.

Можешь привести пример того, как хорошие люди создали какие-то офигенные штуки?

Ричард Брэнсон — английский миллиардер, основатель авиакомпании «Вирджин» и ещё 400 других компаний. Очень крутой дядька. Он не боится пробовать нереальные идеи, направленные на улучшение мира. Его пример меня очень вдохновляет. Брэнсон — один из трёх людей на моей доске визуализации.

Доске визуализации?

Для визуализации берёшь доску и приклеиваешь туда разные фотографии: картинки, которые тебя вдохновляют, или идеи, высказывания.

Доска визуализации

Моя доска визуализации. Я, правда, её так и не доделал

Кто другие два?

Второй — Джейми Оливер. Это повар, очень нравится своей открытостью, готовностью к экспериментам и всегда позитивным настроем. Ну, и третий — это Челентано. Мне нравится его энергетика, чувство свободы и готовность посмеяться над собой. Мне это близко, наверное.

А у тебя есть идея, проект или что угодно, что бы ты хотел сделать?

У меня прямо сейчас нет идеи, которая меня вдохновляет. Но я хочу создать компанию, которая станет примером честного, открытого подхода к бизнесу. Где будут уважать людей и нести ответственность перед окружающим миром. Что-то похожее на американский бренд «Томс». Они производят обувь и за каждую проданную пару жертвуют пару обуви для детей в Африке. Мне бы хотелось что-то подобное делать.

Благотворительная программа компании «Томс»

Расскажи про свой первый проект в интернете.

У мамы с моим старшим братом был семейный бизнес: они продавали билеты на представления в цирк, дельфинарий, театры. У них была одна или две кассы. Когда я пришел, мы начали расширяться, открыли порядка десяти касс. Мы были единственные, кто открывал кассы в торговых центрах.

Потом мы решили, что нужна такая система, чтобы билеты были не бумажные. Я много общался с разработчиками, у них уже было несколько готовых решений. Мы выбрали одно и стали дорабатывать под себя.

С какими сложностями ты столкнулся при запуске?

Я человек скорее гуманитарной направленности, а приходилось заниматься абсолютно техническими вещами: настройкой системы, подключением колцентра, обучением персонала.
Тогда всё это только развивалось. Ново было даже то, что билеты можно продавать через интернет и в режиме реального времени.

Ты сказал, что много общался с разработчиками. Как получалось договариваться?

Я всегда старался избегать переговоров. Я по натуре интроверт, и мне это тяжело даётся. Приходилось преодолевать себя, когда надо было выбить скидку. Переговоры вёл на любительском уровне, книг об этом не читал.

Помню, как мои переговоры с братом о развитии компании не увенчались успехом. Я понимаю сейчас, что не умел его слушать. Недооценил его опыт и знания, а только пытался настоять на своей точке зрения. В результате мы разошлись во взглядах, и я ушёл из проекта.

Что было дальше?

Интернет-магазин роботов. Я был в Италии и увидел в магазинчике игрушку-робота — копию железных роботов, которые делались за границей в 50—70-х годах прошлого века. В Советском Союзе таких не делали. Обычно их привозили дипломаты из заграничных командировок. Сначала роботы были просто механические, заводные, потом на батарейках. Сейчас и у нас, и на западе это уже не просто игрушка, а коллекционный предмет. А мне всегда нравилось ретро. Я и музыку больше всего люблю старую, 70-х годов.

Я тогда учился в бизнес-школе RMA менеджменту в сфере интернет-технологий и решил — а почему бы не открыть интернет-магазин для гиков и тех, кто любит робототехнику.

Фото Варламова

Попался в объектив Варламову на Всероссийском робототехническом фестивале «РОБОФЕСТ-2011». Пост о мероприятии в блоге Варламова

Как разбирался в этой теме? Это же роботы, технологии.

Мне не надо было в них круто разбираться. Почитал иностранные форумы, посидел в группах в фейсбуке. Сложнее было разобраться во всём остальном: как организовать и продвигать магазин, строить продажи и как вообще привезти роботов из Китая.

Как выглядит производство в Китае таких вещей?

Сначала я переписывался с владельцем фабрики. Потом приехал в Китай, встретился с людьми. Правда, сейчас у меня есть подозрение, что это были не владельцы, а посредники. Они привезли меня на производство. Это была даже не фабрика, а цех или мастерская — кустарное производство.

Письмо из Китая

Одно из писем от китайских посредников

Как сделать интернет-магазин в такой узкой теме?

Берёшь и делаешь. Я сделал сайт на платформе «Инсейлс». Первый шажок — открыть магазин, следующий — подключить платёжные системы и телефон. Дальше выполняешь огромное количество мелких задач шаг за шагом.

Проблема в том, что я не смог сделать это работающим бизнесом. Я абсолютно всё делал сам. В какой-то момент я передал обработку заказов на аутсорсинг. Но это было в самом конце, когда я уже потерял интерес к делу.

Как продвигать магазин, где брать клиентов?

В основном чрез СММ. Я продвигал группу в фейсбуке, но слабовато её развил. Ещё я настраивал контекст, заказывал рекламу на сайтах подарочной тематики, участвовал в мероприятиях и даже был спонсором конференции «ТЕД Воробьёвы горы».

Больше всего клиентов пришло из органического поиска. До сих пор бывают редкие заказы, хотя этот магазин не действует уже бог знает сколько лет. Видимо, на каких-то сайтах осталась информация, и люди ее находят.

Какая была аудитория у твоего магазина?

Гики, любители технологий и роботов в любом проявлении в возрасте 25—35, может, 40 лет. Мужчины, которые ностальгируют по детству и добрым роботам. Нравились они многим. Сергей Король предложил мне написать тексты для магазина в обмен на робота.

Расскажи, как как вы с ним работали?

Я был благодарен за его интерес и абсолютно доверился ему. Магазин назывался «НИИ Робот». Была идея, что существует НИИ, где делают таких роботов или они там по-настоящему работают. Я пытался эту тему развивать и в рекламе, и на фейсбуке. Сергей написал тексты о роботах: у каждого была своя история и характер.

Описания роботов

Описания роботов для магазина

А почему ты в итоге закрыл магазин?

Не удалось его перевести во что-то более серьёзное. Хотя у меня были оптовые продажи, я поставлял роботов в другие магазины. Может быть, я просто перегорел и не доделывал то, что нужно было.

История с музеем очень показательная. Я сотрудничал с Музеем советских игровых автоматов. Им нужны были роботы как сувениры для продажи. А я просто тянул время с новой поставкой из Китая. В результате они обошлись без меня — сами напрямую закупили. До сих пор там этих роботов продают.

Ты считаешь себя предпринимателем?

Сложный вопрос. Перед именем пишу, что я редактор, дизайнер и предприниматель. Для меня предпринимательство очень близко связано с творчеством. Предприниматель — это человек, который создаёт то, чего не было. Своей страстью, своим виденьем он заражает других людей.

У меня, конечно, предпринимательский склад ума. Я на работе всё время придумывал какие-то проекты. Читал о бизнесе, маркетинге. Но часто мне не хватает настойчивости, чтобы их реализовать. Я пошёл в редактуру, потому что устал считать себя предпринимателем. Подумал: «Дай-ка я побуду редактором, а там посмотрим».

Я пошёл в редактуру, потому что устал считать себя предпринимателем

Расскажи о проекте с мебелью.

После истории с интернет-магазином у меня остались сломанные роботы. Я начал делать из них разные штуки, чаще всего светильники. Есть у меня страсть к работе руками. А потом я переехал в Звенигород строить дом и решил сделать там мебельную мастерскую.

Светильники из роботов

После небольшого пожара осталось несколько сотен испорченных роботов. Делал из них светильники и продавал на «Этси» и в магазине «Бюро находок»

Мне попались на глаза американские садовые кресла в стиле адирондак. Это очень узнаваемые кресла, часто встречаются в кино. Чтобы разобраться, как их делать, я читал американские столярные журналы. На сайте одной мастерской нашёл фотографии и короткие видео о производстве. По ним я копировал приспособления для быстрого изготовления и сборки мебели.

Я хотел, чтобы это был именно бизнес, пусть небольшой, но с наёмными рабочими. Есть хорошая книга «Миф предпринимательства» — про то, что бизнес должен быть системой. В ней описано, как эти системы создавать. Я стремился создать простую, работоспособную и автономную систему производства.

Производство мебели

Делаю первое кресло. Мастерская на втором этаже строящегося дома, холодно

Мебель в стиле адирондак

Готовый комплект. Фотография для магазина на «Ярмарке мастеров», снимал на соседском участке

Что в итоге произошло?

Не было заказов, нужны были деньги. За лето я должен был наладить продажи, а продал только два комплекта. И то один — другу, пообещав пожизненную гарантию. Чтобы развить проект с мебелью, нужно было много времени. Я решил заняться тем, что можно сделать быстрее, — подушками.

Как появилась идея этого проекта?

У друзей есть небольшой бизнес в Москве — печать на натуральных тканях. В основном это шёлковые платки. Я хотел делать проект с ними или на их мощностях. Искал вдохновение и нашёл в «Пинтересе» подушки с фотографиями животных. В России никто тогда таких не делал, а за границей печатали, но на искусственных тканях.

Я решил делать подушки из натуральной ткани в форме животных и предметов. В этом я был лучший в мире. Опять всё делал сам: обрабатывал фотографии, готовил к печати и печатал.

Берёзовые подушки

Однажды ураган повалил огромную берёзу на участке. Я сфотографировал бревно и сделал коллекцию подушек. Теперь моя берёза отправляется по всему миру, последний раз — в Гонконг

Как в этот раз выстраивал процесс? Что учёл из предыдущего опыта?

Боюсь, что я ничего не учёл: это было по сути таким же хэндмэйдом. Только в этот раз я не открывал интернет-магазин на своём домене, а работал через маркетплейсы: «Ярмарку мастеров» и «Этси» — американскую платформу для продажи хэндмэйда.

Через маркетплейсы тоже сложно продавать: не знаешь, как влиять на процессы. Главный способ продвижения там — поиск внутри самого маркетплейса. Как он организован, непонятно. Подбираешь ключевые слова для оптимизации и надеешься, что всё это сработает.

Если я продолжу этим заниматься, то буду делать свой интернет-магазин. Может быть даже на английском языке — для иностранной аудитории. А пока магазин на маркетплейсе существует в спящем режиме.

Давай тогда к редактуре. Зачем тебе это вообще было нужно?

В декабре прошлого года было ощущение, что мне не хватает серьёзных изменений в жизни. Я прошёл тесты по профориентации. Хотел понять, что мне больше подходит: быть редактором или садовником, например. Тест показал, что у меня очень сильно развита словесная мотивация — стремление работать в профессиях, связанными с текстом.

Какие у тебя были ожидания от школы?

Я решил, что школа даст мне возможность сразу с головой окунуться в профессию. Хотел, чтобы с самого начала меня нагрузили задачами. Так и случилось.

С какими сложностями ты столкнулся во время обучения?

Дедлайны сложно соблюдать. Я привык жить и работать без них. Я до сих пор не могу перестроиться. Последнее задание всегда сдаю в 11:59. Если бы я был чуть более организованным, оценки были бы гораздо выше, а обучение — проще.

Что тебе дала школа?

У меня не было каких-то завышенных ожиданий, я новичок в профессии. Учусь сделывать, доводить до конца, вовремя сдавать проекты. Школа дала мне понимание того, что я могу быть редактором на неплохом уровне. Сейчас у меня достаточно навыков для этого, хотя некоторые задачи выполнять тяжело. Даже написание текстов даётся сложно.

Школа дала мне понимание того,
что я могу быть редактором на неплохом уровне

Как ты попал в «Тинькофф-банк»?

Благодаря знакомству с Королём. Когда искал работу, писал всем своим знакомым, в том числе ему.

Какие ты там решаешь задачи?

Я редактирую статьи в разделе «Помощь бизнесу». Отвечаю на вопросы, как открыть счет, как принимать платежи. Для меня это очень хороший опыт: нужно простыми словами объяснять сложные процессы, чтобы клиенты меньше беспокоили службу поддержки.

Какие дальнейшие планы в профессии?

Пока останусь в «Тинькофф-банке». Там проектная работа, которая не мешает заниматься другими вещами. Сейчас ищу работу или новые проекты для реализации. Хочу писать тексты на заказ. У меня есть знания теории и навыки, а опыта не хватает.

Что ты посоветуешь почитать?

Я очень люблю книгу «Эссенциализм». Она о том, как делать меньше, но более важные вещи. Это моя настольная книга, всё время к ней обращаюсь.

Путь художника с практикой утренних страниц. Я тоже писал эти утренние страницы, изливал на них свои сомнения, страхи и переживания. Это помогло определиться, чего я хочу.

Про маркетинг мне очень нравится книга Ребренд. Её на русском нет. Она учит создавать простые и ясные истории для бизнеса.