Павел Федоров. В нужное время в нужном месте

Павел Федоров В нужное время в нужном месте

Что делают в «Лайфхакере», почему не нужно далеко планировать и как преодолеть писательский ступор.

По образованию ты управленец. Как и почему ты пришёл в редактуру?

Я с детства любил книги и всегда хотел написать свою, поэтому после университета пошёл работать в СМИ. Я тогда немного увлекался СММ и попал в новгородский областной медиахолдинг «Агентство информационных коммуникаций», где недавно появилось интернет-издание. Там я почти сразу начал писать и стал таким мини-менеджером, который курировал работу с внештатниками, практикантами, помогал строить сетки и всё такое. Так я и попал в редакторы: просто был эсэмэмщиком, который оказался в нужное время в нужном месте.

Где потом работал?

Параллельно с работой в медиахолдинге я сотрудничал с «Тиджорнал» и «Цукерберг позвонит»: вечером из дома, на обеде или после работы в офисе. Так я понял, что у меня нет причины ходить в офис, чтобы зарабатывать. Я откликнулся на вакансию редактора блога в «Нетологии» и стал там работать удалённо фултайм. После «Нетологии» работал в «Профи-ру», потом во «ВКонтакте», сейчас я шеф-редактор «Лайфхакера».

А как ты попал во «ВКонтакте»?

Я с 2007 года зарегистрирован во «ВКонтакте», это моя основная социальная сеть. Когда появлялись новые функции, я сразу их осваивал, был таким мини-блогером. Конечно, я хотел там поработать. В 2015 году я написал директору по развитию Александру Круглову, мне дали тестовое задание — написать статью про «ВКонтакте» в журнал «Новые страховые технологии». Это был очень странный журнал, очень странная статья, мне за неё даже заплатили, но сказали, что сейчас меня взять не могут.

Спустя год я написал им ещё раз, мне опять сказали, что ничего не выйдет. Ещё через полгода я остался без работы и опять написал во «ВКонтакте». Через два дня сидел в Санкт-Петербурге в Доме Зингера на собеседовании. Тогда у них перестраивался маркетинг, и нужен был человек, чтобы писать тексты для продуктовых релизов, потому что их становилось очень много и не хватало рук. И опять я оказался в нужном месте в нужное время.

Зингер

На крыше Дома Зингера, в котором находится офис «ВКонтакте»

Чем занимается редактор во «ВКонтакте»?

С января по сентябрь 2018 года мы сделали почти сотню релизов. Каждый релиз — это записи в несколько сообществ для разной целевой аудитории, пресс-релиз, запись в блог и так далее. Например, если запускаются новые опросы, нужно написать об этом посты для всех пользователей, для администраторов сообществ, в сообщества для бизнеса, для коллег и официального сообщества «Команда ВКонтакте».

И вот ты заканчиваешь релиз и мчишься на следующий, который будет через два дня, потому что кто-то забыл поставить задачу или задача резко вылезла. Работа редактора во «ВКонтакте» — это большой конвейер, где не успеваешь даже выдохнуть. Я восхищаюсь бывшими коллегами по «ВКонтакте», которые, сидя в офисе, занимались теми же релизами, а ещё решали задачи коммуникаций и пиара.

Почему ты ушёл из «ВКонтакте»?

Я перегорел. Мне нравилась эта работа, но она была довольно монотонной. Я понял, что перестаю быть полезным. Полтора года не отрывал глаз от монитора, не спал ночами, не занимался стратегическими задачами — не потому что их не было, а потому что нужно было постоянно заниматься текучкой. У «ВКонтакте» очень крутая команда — программисты, продуктологи. Они делают реально шикарный продукт, но бешеными темпами. У нас во «ВКонтакте» была шутка: «Ничего страшного, что задача срочная, я уже спал на этой неделе».

Когда товарищи из «Лайфхакера» позвали меня к себе, я понял, что это та работа, где я могу быть максимально полезен, где будет интересно. Поэтому я ушёл и ни секунды не жалею, получаю дикое удовольствие от работы и начал спать по ночам.

А в «Лайфхакере» ты чем занимаешься?

Много чем занимаюсь. Задачи шеф-редактора в разных изданиях отличаются. В Т—Ж, насколько я знаю, он готовит статьи к просмотру главредом, а я занимаюсь теми вещами, до которых у главреда руки не доходят. В частности, спецпроектами, обучением редакции, поиском авторов.

Нам очень нужны хорошие авторы, так что если вы студент Школы редакторов и ещё не работаете в Т—Ж, приходите в «Лайфхакер»

Как работают авторы в «Лайфхакере»?

У нас разные методы. Есть типовая работа: мы берём автора на сдельную оплату, и он пишет не меньше какого-то количества текстов в месяц или в неделю.

Если автор замолкает и перестаёт работать, мы это обсуждаем — и либо расходимся, либо продолжаем. Есть авторы, которые пишут нам редко, но метко: что-то большое или сложное.

Когда мы берём человека, нам вообще нет дела, где он находится. Главное, чтобы он был на связи и решал свои задачи.

Есть штатные авторы, которые занимаются в том числе спецпроектами. Сейчас у меня в работе около пяти спецпроектов, и ребята, которые работают в штате в Ульяновске, пишут для них тексты.

Ещё мы пробуем работать с редакторами рубрик — людьми, которые берут тему и пишут по ней. Так что вариантов работы много.

Что такое спецпроекты «Лайфхакера»?

Спецпроекты — это всё то, что нельзя назвать статьёй. Есть коммерческие спецпроекты. Например, крутой спецпроект 500 лет московской недвижимости с компанией ПИК. Это шикарная страница, на которой есть тесты, интерактивные карты и видео. Писала текст Ирина Енгалычева, она училась в Школе редакторов.

Я занимаюсь редакционными спецпроектами. Например, мы с видеоотделом сделали хэллоуинскую игру «Бесконечная ночь». Это интерактивная новелла с несколькими концовками. По сюжету наша ведущая застряла ночью в офисе, в котором завёлся маньяк, и должна найти выход. Мы сделали эту игру всего за месяц. Очень круто получилось, как мне кажется.

У нас есть и более простые спецпроекты. Например, калькулятор сна, основанный на теории сна по циклам. Ты задаёшь время, когда нужно встать, а калькулятор считает, во сколько надо лечь, чтобы выспаться, и наоборот.

Сейчас в работе много разных спецпроектов. Есть интерактивные гайды, статьи с нестандартной вёрсткой, нестандартными механиками.

Каким ты видишь «Лайфхакер» в будущем?

Не знаю, как ответить, чтобы не заспойлерить. Мы работаем над несколькими новыми форматами, которых у «Лайфхакера» ещё не было. Например, недавно в тестовом режиме запустили кроссворды.

У редакции очень много идей, которые либо застревают в какой-то момент, либо реализуются не так, как хотелось изначально. В ближайших планах подхватывать такие идеи и реализовывать. У нас есть отдельный чат, в котором мы ими делимся. Я регулярно пополняю из него свою копилочку, и она уже переполнена. Даже если бы я занимался только спецпроектами, мне бы было чем заняться ещё долгое время.

Вообще мне дико нравится то, что я делаю, давно не получал такого удовольствия от работы. Круто, когда на работе перестаёшь ждать пятницу. Работая во «ВКонтакте», я её ждал, чтобы в выходные немного отдохнуть. А сейчас думаю: «Господи, уже пятница! Почему?»

А канал «Паша и его прокрастинация» не страдает от твоей работы?

Сейчас я так восхищён новой работой, что на канал осталось не очень много внимания и времени. Но канал всегда развивался волнами. Я придумал что-то новое — всё идет круто, потом идея разонравилась или что-то произошло — и начинается небольшой застойчик. Хорошо, что канал можно если не автоматизировать, то делегировать.

Сколько у тебя каналов в телеграме?

«Паша и его прокрастинация», канал с вакансиями Норм работа, свежий канал про продуктивность «Я всё успею» и оживающий канал «Уволен!», где меня бомбит, когда кто-то из маркетологов делает говно.

Ещё у меня есть подкаст «Поредачим», сообщество во ВКонтакте, комьюнити в фейсбуке, рассылка, которую я никогда не отправлял, сайт, который я не веду.

Я пытался масштабироваться, но в какой-то момент перестал. Ещё в 2017 году хотел сделать из «Прокрастинации» небольшое медиа, но упустил момент. Если бы я тогда сделал сайт, куда писали бы другие авторы, или инвестировал в продвижение в телеграме, всё было бы по-другому. Но я этот момент упустил, поэтому «Прокрастинация» осталась таким мультиканальным нишевым медиа.

Мода на телеграм-каналы началась в конце 2015 года. Большинство заводили каналы, чтобы высказывать мысли по любому поводу, а я подумал, что стоит выбрать одну тему. Я опять-таки оказался в нужном месте в нужное время. Тем, кто заводил каналы спустя год, нужно было куда больше усилий, чтобы получать подписчиков, известность и просмотры.

Каналы приносят прибыль?

Да, конечно, я там размещаю рекламу. Рекламы хватает как минимум на то, чтобы кто-то помогал мне вести каналы. У меня есть человек, который оформляет вакансии в «Норм работе», и есть человек, который ищет интересные публикации, делает конспекты, и они выходят в «Прокрастинации». Посты без ссылки на источник — это то, что написал я сам, а те, что со ссылкой, написал мой помощник.

При такой нагрузке как ты планируешь своё время?

Я стараюсь планировать на неделю. По понедельникам у нас созвон в «Лайфхакере»: составляем план на неделю, исходя из этого я составляю свой график. Задач очень много, но есть приоритеты — те задачи, которые нельзя продолбать и делегировать. Их могу сделать только я.

Я много читаю про продуктивность, и там советуют планировать на год или пять. Блин, ребят, я не знаю, что будет через месяц

Года три назад «Яндекс» выкатил функцию отправки писем в будущее. Я отправил письмо самому себе на год вперёд и потом просто офигел от того, как всё не совпало.

А осенью 2016 у меня спросили, что будет с рынком рекламы в телеграме спустя год. Я сказал, что всё схлопнется, но ничего не схлопнулось. С тех пор я прогнозы не даю и стараюсь не планировать на много времени вперёд.

Какими инструментами ты пользуешься при планировании?

Сейчас у меня два основных инструмента: календарь и «Ноушен». В календаре встречи по работе, поездки, матчи футбольной команды — всё, что привязано ко времени. У меня даже есть календарь с рекламой. Секрет выхода рекламы в срок — это календарь, в котором чётко записана дата.

«Ноушен»

Скриншот моего «Ноушена»

«Ноушен» — шикарное приложение, которое позволяет делать базы знаний, вести заметки, создавать таблицы, хранить информацию — что угодно.

Бывает ситуация, когда идёшь по улице, и родилась какая-то идея. И ты думаешь: «Классная идея, надо не забыть». Доходишь до компьютера и не можешь вспомнить. Сейчас я сразу всё заношу в «Ноушен» и оставляю до момента, когда буду разбирать.

Ещё я веду журнал того, что происходит. Я записываю туда задачи, которые нужно решить сегодня, что мы с кем обсуждали и всякое такое. Потом я могу вернуться и понять, что делал в этот день. Это очень крутая тема, всем советую попробовать.

Как планировать время и вообще работать человеку, который хочет работать удалённо?

Говорят, что самый важный ресурс — время, но это не так. Самый важный ресурс — внимание. Можно просидеть восемь часов на рабочем месте, но ни фига не сделать, потому что занимаешься какой-то мелочёвкой: отвечаешь на письма, звонки и так далее. Лучше потратить час внимания на что-то полезное, чем весь день непонятно на что.

Творческая работа требует именно внимания, а не времени

Ещё один важный момент, которым многие пренебрегают: для удалённой работы нужно, чтобы было тихо и спокойно. У удалёнщика должна быть или отдельная комната, или место, куда он будет ходить работать.

У меня два ребёнка, им нужно пространство, нужно быть громкими, это не даёт сконцентрироваться. Когда я работал дома, старшая дочь влезала в видеосовещания по скайпу с просьбой приделать ногу пони или собрать конструктор. Поэтому я снимаю офис в коворкинге и хожу работать туда, чтобы не отвлекаться.

Дочки

Дочки помогают работать

Тату

Мои татуировки: на правой руке я с дочками, на левой — рисунки старшей дочери

А что посоветуешь начинающему автору или редактору, у которого нет связей и опыта работы?

Путей много, но надо понимать, что первое время это могут быть либо дешёвые, либо бесплатные варианты. Можно пройти практику, стажировку в каком-нибудь издании, получить небольшой опыт.

Сейчас много способов монетизировать своё творчество: каналы в телеграме, «Яндекс-дзене» или на ютюбе. Но вести блог на тему, которая тебе интересна, и писать на заказ — разные вещи. Бывает, что человек пишет великолепно, у него шикарный слог, но на заказ получается ужасно.

Если вы решили зарабатывать текстом и у вас ещё нет никакой специализации, то подумайте о том, чтобы не заниматься только текстами. Прокачивайте дополнительные навыки. Почему Школа редакторов качает студентов не только в текстах, но и в других сферах? Как раз для того, чтобы получать специалистов не узкого профиля. Чтобы люди умели верстать страницы, вести переговоры, менеджерить и всё остальное.

Я однажды понял, что не вижу себя как человека, который пишет тексты и зарабатывает этим. Я сейчас скорее менеджер в медиа, который помогает тем, кто пишет тексты. И знание того, как текст устроен, понимание процессов очень помогают в работе.

То есть ты сейчас не пишешь тексты?

Очень редко. Недавно писал про кейс «Лайфхакера» и ПИК, потому что нужно было выработать формат, и разумнее было, чтобы это сделал я. Потом я сделаю инструкцию, и писать будет кто-то другой.

Как-то на первом курсе я решил подзаработать грузчиком. Мы загружали квас «Никола» в вагоны. Я проработал две ночи, получил деньги и понял, что точно не хочу работать руками. Тут то же самое: я понял, что могу писать сам, но я эффективней в других вещах.

А зачем ты участвовал в литературном марафоне «Написать книгу за 30 дней»?

Я с детства хотел написать книгу и решил попробовать.

Есть такая книга Криса Бейтси «Литературный марафон: как написать книгу за 30 дней». В США это целое движение — National Novel Writing Month. Весь ноябрь люди пишут черновик романа на 50 тысяч слов. Это максимально крутой и полезный экспириенс. Полезно в нём всё, кроме того, что ты написал.

Я написал откровенное говно, которое потом даже не открыл ни разу. Но я понял две важные вещи: во-первых, на что я способен, во-вторых, если каждый день писать по чуть-чуть, в итоге получится что-то большое.

Если вдруг кто-то решит участвовать в марафоне, я советую делать это не в одиночку, а с кем-то ещё, чтобы можно было посоветоваться. И не расстраиваться, если кажется, что ты написал фуфло. Эта штука нужна для того, чтобы написать фуфло, серьёзно. Я очень доволен тем, что её прошел.

А когда выйдет твоя настоящая книга? О чём она?

Ты не поверишь, о текстах. Это книга о том, как писать, рассчитанная не на профессионалов, а вообще на всех, книга без правил. Я работаю с издательством МИФ, мне кажется, это одно из лучших издательств в России.

Расскажу о том, как бодался с издательствами. Прошлой весной издательство АСТ предложило мне написать книгу про русский язык. Я ответил, что я не филолог и не шарю в языке, но могу написать про тексты, у меня уже есть идея и план. Потом менеджер, с которой я общался, ушла из издательства, дала контакты другого человека, но та мне не ответила вообще.

Я расстроился, и тут ко мне пришло издательство «Эксмо» и тоже предложило сделать книгу. Мы пару месяцев вели переговоры, но ни к чему не пришли.

Потом я зашёл в раздел для авторов на сайте МИФа и подал заявку. Спустя три дня обсуждал в скайпе содержание книги с чудесными Верой Ежкиной и Ольгой Киселёвой. Это было первое издательство, которое интересовало содержание, а не продвижение. У меня очень крутой редактор Ольга Киселёва, благодаря ей я нашёл то, что мне мешало писать, и преодолел ступор.

А как преодолеть писательский ступор?

Самый простой способ разобраться — найти причину. Это может быть страх сделать плохо или даже страх сделать очень хорошо. Часто виной бывает перфекционизм, когда хочется сделать идеально, а не хорошо.

Секрет преодоления блока простой — нужно сесть, поставить таймер на пять минут и сказать: «Вот сейчас пять минут я пишу»

Блок — это как несколько клубочков ниток, которые перепутались. Чтобы его преодолеть, нужно их распутать. Сначала надо разобраться, что делать, а потом просто начать.

Конечно, это смешно звучит от человека, который уже год пишет книгу. Книга должна была выйти осенью, но я попал в очень жёсткий стоп и несколько месяцев ничего не писал, а потом за два дня написал две главы.

Создаётся ощущение, что ты вообще не отдыхаешь.

Отдыхаю, но обычно урывками. Наш издатель Алексей Пономарь говорит: «Каждый раз удивляюсь, когда слышу „после работы“».

Как ты проводишь отпуск?

Я не очень люблю отпуск. В последний раз я брал отпуск, когда работал во «ВКонтакте». Взял, чтобы просто выпасть из потока на какое-то время. При этом я ходил в офис, занимался каналами, книгу писал и что-то ещё делал.

Я и длинные выходные не люблю. Новогодние праздники — просто мучение, семь дней безделья — это очень тяжело для меня. Майские праздники не так страшны сами по себе, как люди вокруг, потому что они неадекватно себя ведут, заполоняют город.

А хобби у тебя есть?

О, я очень люблю комиксы. У меня три большие икеевские коробки синглов. Сингл — это маленький комикс с одной историей на двадцать страничек. И ещё полный стол забит книжками побольше.

Мой любимый герой — Человек-паук, я собираю всё, что с ним связано. Я банальный, люблю супергероику, но увлёкся комиксами ещё до того, как «Марвел» запустил свою киновселенную.

Комиксы

Арка комиксов про Человека-паука

Паучьи миры

Омнибус «Паучьи миры»

Какое место семья занимает в твоей жизни?

Семья — это главное, ради чего я всё и делаю. Мне важно, чтобы у детей было всё, что им нужно.

Ты много читаешь?

Стараюсь. Есть ребята, которые говорят, что читают двести книг в год, а я не понимаю, для чего, если не успеваешь освоить? Я когда-то ставил себе цель — прочитать 50 книг в год. Ну читал я их, ну молодец, а зачем?

Сейчас я лучше прочитаю пять-десять книг, но качественно. В основном я читаю статьи, очень много. В моих каналах примеры того, что я читаю.

А какие книги ты посоветуешь редакторам?

Советую прочитать книгу Александра Амзина «Новостная интернет-журналистика». На самом деле она не только про новости, интернет и журналистику — это вообще лучшая книга про текст. Она мне очень сильно помогла писать лучше прямо сразу, моментально.

Сейчас он написал новую версию, которая выйдет весной. Боже, как я её жду. Пока можно с его сайта скачать прошлую версию — она коротенькая, сто с чем-то страниц.

Моя любимая книга о писательстве — «Писать профессионально» Хиллари Реттиг. Если вдруг где-то увидишь — смело бери, она очень крутая. Самое ценное в ней — большой раздел про борьбу с блоком. Это максимально круто и полезно. Даже захотелось перечитать сейчас.

Если хочешь заниматься журналистикой и рассказывать какие-то истории, советую «Ремесло» Леонида Бершидского. Она есть только в электронном виде.

Бершидский — первый главред «Ведомостей», он издавал русский «Ньюсвик» и ещё несколько журналов. Он описывает принципы работы не с текстом, а с информацией, в основном на примере репортажной работы. Но это полезно всем. Главное, что там есть, — это принцип работы. При этом книга читается как художественная, он очень интересно рассказывает.

Что пожелаешь нашим читателям?

Качайте что-то ещё, кроме текстов, чтобы потом не страдать, что вы никому не нужны.