Дмитрий Сухотский. Свободный художник

Дмитрий Сухотский Свободный художник

Продакт-менеджер о самообразовании, стартапах, музыке и акварели.

Ты назвал себя свободным художником. Что это значит?

Уже года полтора я не обременён фултайм-работой. Беру небольшие проекты, а остальное время пишу музыку и рисую.

Сколько нужно денег, чтобы быть свободным художником?

Смотря сколько тратить. Если снимать квартиру в Минске, то долларов 400−500 в месяц.

В Минске и на постоянной работе не каждый столько получает. Ты копил?

Просто с первого взаимодействия с деньгами умел откладывать. Хорошо поработал и подсобрал, имею подушку безопасности.

Давай с начала. Расскажи, чем ты занимался.

По образованию я переводчик с английского и китайского. Логично, что в универе искал подработки, связанные с языками. Делал письменные переводы, узнал про копирайтинг и рерайтинг, попал на биржи фриланса.

Очень быстро понял, что биржа, как и любая работа в сфере услуг, — расслоенная система. Внизу — болото, где все барахтаются за копейки: большая конкуренция, много неадекватных клиентов. Там ты будешь работать на объёмы, чтобы прокормиться, но не сможешь ни зарабатывать, ни, скорее всего, расти.

А есть уровень выше, где заказчики адекватные, задачи интересные и платят больше. Я сразу стал искать работу там. И даже находил. Не то чтобы много и часто, но на жизнь хватало.

На одной из бирж нашёл предложение переводить статьи об архитектуре и дизайне интерьеров. Тема показалась интересной, стал писать для журнала «Архиновости».

Это было лет 7 назад, и про бюрошный принцип «продать больше» я ещё не знал, но сразу договорился, что буду не только переводить, но и подбирать статьи для перевода, фотографии, размечать и размещать.

Для заказчика предложение было очень ценным, потому что не надо тратить время и деньги на координацию нескольких людей. Просто нанимаешь одного человека — и он полностью закрывает потребность. По такому принципу я работал и с другими журналами.

А через год-два мне предложили стать главредом «Архиновостей».

Почему именно тебе?

Потому что мне было не пофиг, было интересно. Я изучал, разбирался. Пробовал, например, в аналитику залезать. Когда у ребят появился более крупный проект «Суточно» и девочку-главреда перебросили туда, на её место позвали меня.

Как редактор ты просто выпускал материалы или делал что-то принципиально новое?

Я подбирал и редактировал материалы, работал с авторами и рекламодателями, ковырялся в метриках. Из нового — сделал редизайн сайта.

Расскажи, как проводил редизайн.

Всё началось, когда меня заинтересовала «Яндекс-метрика». Я много про это читал, искал и изучал «бест прэктиз». Увидел, откуда приходят люди и как ведут себя на сайте, провёл внутренний сео-анализ и обнаружил в разметке сайта много ошибок. Из-за этого поисковики неправильно его индексировали и выдавали в поиске.

А поскольку дизайн журнала тоже давно устарел, я предложил сделать редизайн и поправить разметку. Мне выделили время дизайнера и программиста, я расписал, что нужно делать — и мы начали.

По итогу мне не хватило знаний и опыта в управлении. Проект растянулся. Я недоконтролировал — и некоторые кардинально важные в разметке вещи не были внедрены.

Получилось, что редизайн сделали, а общий трафик на сайт стал меньше. С одной стороны, для меня это успех: до серьёзных вещей докопался, а с другой стороны — факап. Хорошо, что фокус компании давно был на другом проекте, и потери были не слишком болезненными. Так я понял, что анализировать и руководить — разные компетенции.

Архиновости
Архиновости

«Архиновости» до и после редизайна

Ты из-за этого ушёл?

Нет, причины были совсем другие. Мешало как раз то, что все ресурсы перебросили на другой проект. Это правильно — фокусироваться на том, что может выстрелить: «Суточно» тогда действительно занял прочные позиции на российском рынке.

Но у журнала забирали ресурсы, которые помогли бы развивать и улучшать его. Сложно что-то выжать из продукта, если его уже не считают профильным.

Я и сам занимался не только журналом. Помогал с маркетинговыми акциями в «Суточно», участвовал в игровом проекте этой же компании. Занимался много чем и ничем одновременно. Работал не на том уровне вовлечённости, на котором хотел, поэтому не мог эффективно влиять.

Что мешало углубиться?

Удалённость. Я ничего не имею против удалённой работы, большую часть жизни так работаю. Но мне не хватало общего духа. Когда есть общее пространство, общая идея, общий вектор, можешь легко прийти к человеку и решить вопрос. Это намного проще, чем договариваться на созвон, созваниваться, объясняться. К тому же, никаких вотсапов и телеграмов тогда ещё не было.

Когда ты сидишь на своей мелкой задаче и не общаешься с руководителями или владельцами бизнеса, то не понимаешь его целей. Ты, например, топишь за то, чтобы опечатку исправить, а это никому не нужно. Рискуешь застрять в болоте мелких улучшений: они кажутся важными тебе, но бессмысленны для бизнеса, у которого болит совсем в другом месте.

В итоге я устал от удалённости и многозадачности и решил уйти, чтобы определиться, чем вообще хочу заниматься.

Когда не понимаешь целей бизнеса, рискуешь застрять в болоте мелких и ненужных улучшений

Что делал после ухода?

Стал думать о смысле жизни. У меня было медитативное занятие — разгребал хлам в сарае на участке родителей. Наводил физический порядок, чтобы мозги встали на место.

Решил перевести дух, не искать работу. Но как раз тогда случилось переломное для меня собеседование. Где-то в соцсетях промелькнула вакансия маркетолога в айтишном проекте, связанном с языками и переводом. Мне стало так интересно, что я нашёл контакты компании, изучил продукт, подумал, как его улучшить, и пошёл на собеседование.

Со мной разговаривал их техдиректор: показал продукт изнутри, задал пару вопросов, а потом ни с того ни с сего пригласил прогуляться вокруг Немиги. Мы навернули два круга.

Он расспрашивал за жизнь: чем занимаюсь, какие книги читаю. А я на тот момент книг практически не читал — одну-две за год, и те по работе. Относился к ним несерьёзно. Первая мысль, которую заложил в меня этот техдиректор: книги — мегакрутой источник информации.

Я поделился с ним своими мечтами о работе в команде из клёвых профессионалов, которые многому бы меня научили. Как сейчас помню, он мне ответил по-приятельски, без назидания: «Ну, вот слушай, не в обиду. Я не понимаю, почему все приходят на работу и хотят, чтобы кто-то их учил. Ребята, сейчас доступа к информации выше крыши! Компании выгоднее нанять опытного сотрудника, чем тратить оплаченное время другого человека на твоё обучение. И это когда половину твоих вопросов можно просто загуглить».

Я понял, что ничто не мешает самому докачаться до определённого уровня в любой сфере.

Расскажи про самообучение.

Читаю и конспектирую книги, смотрю ролики на ютюбе.

Часто слушаю книги в аудиоформате. Бывает, держишь в руках бумажную книгу, и объём в 300 страниц демотивирует. А пять часов звучания не так пугают. Одно время ездил на работу в общественном транспорте и мог такую книгу прослушать за неделю.

Ещё гулял и слушал аудиокниги вместо музыки. Почти всегда — на увеличенной скорости, как лекции в бюро. Считаю это хорошим хаком.

Конспектирую обычно в заметках на телефоне. Есть, конечно, книги, где мысль на мысли, но редко приходится каждые 10 минут доставать на морозе телефон, чтобы записать инсайт. Мне, переводчику по образованию, просто вычленять ключевые мысли и делать конспекты.

В какой-то момент я понял, что накопилась куча записей и пора дать эту пользу в мир. Так появился «Книгразбор».

Что это за проект?

Это краткие конспекты бизнес-книг. На 10−15 слайдах собираю самую соль, основные мысли автора, иногда добавляю те идеи из книги, которые стали инсайтом лично для меня. «Книгразбор» помогает освежить прочитанное или понять, что стоит почитать.

Книгразбор

Из разбора книги Питера Тилля «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее»

Книгразбор

Из разбора книги Гэвина Кеннеди «Договориться можно обо всём»

Что смотришь на ютюбе?

По запросу: если нужно быстро разобраться в новой сфере или решить задачу, ищу ролики на эту тему. Недавно друзья начали играть в покер — я зашёл на ютюб и тоже научился.

Смотрю пару научпоп каналов, чтобы расширять кругозор. Например, Физику от Побединского и Кик Обзор про современные технологии.

Если с английским нормально, стоит посмотреть научные каналы CrashCourse, где можно прокачаться в математической статистике, и Kurzgesagt с крутой анимацией. Смотрю лекции о дизайне на «Дизайн-просмотре».

Главное — любые новые знания сразу применять. Помню, когда учился в бюро, смотрел на любую рекламу в городе и думал, где здесь точка, линия, прямоугольник. Нужно себя к такому приучать: развивается насмотренность, арт-директорское чутьё.

С переговорами так же было. Послушал главу Кемпа — попросил в магазине скидку. Мне так удалось снизить плату за аренду квартиры и пару раз дешевле закупиться в книжном. Так ты не просто практикуешься, но ещё и кайф ловишь от того, что у тебя получается.

Послушал главу Кемпа — попросил скидку в магазине

Вернёмся к твоему переломному собеседованию. На работу взяли?

Нет. Они, кажется, закрыли вакансию своим же сотрудником. Зато в это же время я сделал свой проект — мобильное приложение «Древо».

У меня с наведением порядка в сарае совпал интерес к истории рода, захотелось составить своё генеалогическое древо. Как раз купил новый телефон на Андроиде и решил поискать приложение. Необязательно же на бумажке рисовать в 21 веке!

Стал лопатить стор и был удивлён: не нашёл ничего удобного. Рассказал об этом другу-тестировщику. Он тоже никогда не писал приложений под Андроид, но мы, два балбеса, стали делать «Древо».

Сначала я изучил лидеров рынка: MyHeritage, Ancestry и FamilySearch.

Что было не так с их приложениями?

Больше всего меня напрягало, что они были плохо адаптированы под мобильный. Когда пихают много малюсеньких окошек, это очень неудобно. Я хотел больше наглядности, хотел легко собирать, систематизировать и хранить семейные истории.

Как звали родственника и где он родился, ты и в архиве найдёшь, а вот истории о предках утекают с каждым годом. Может, твой прадед пёк лучшие пирожки на районе или был мегауважаемым лесничим — через много лет фиг узнаешь.

Кто дизайнил приложение?

Я сам. Я занимался, наверное, всем, кроме кода.

Фотошопом баловался ещё подростком: в интернете были текстовые уроки в духе «Как из человека сделать инопланетянина». Насчёт интерфейса советовался со знакомым разработчиком, читал гайдлайны «Материал-дизайна».

Брал приложения, которые считал удобными, и смотрел, какие моменты из них можно повторить. Не тупо слизать, а подумать, какую задачу решает этот элемент и как его можно использовать. Я тогда ещё не знал о бюро, но уже, как советует Нозик, рисовал сначала на бумаге и только потом в Фотошопе.

Древо

Пытаюсь понять, как отображать ветвистое родовое дерево, чтобы показать не только прямых предков, но и других родственников

Древо

Так эволюционировал дизайн главного экрана

Что было самым сложным в создании приложения?

Были проблемы, которые мы так и не решили. Например, как показать на экране телефона не только дедушек и бабушек, но и двоюродных сестёр, то есть построить сложную хаотичную структуру.

Мы не нашли удобного и лаконичного решения, как это отобразить. Решили, что для первой версии хватит возможности вводить родителей, дедов и прадедов, сохранять их фото и истории.

Что в итоге?

За полгода мы сделали минимально полезную версию с главным экраном и личными профилями для предков до четвёртого колена. Я подготовил страницу в «Плеймаркете» и выложил приложение. Сейчас «Древо» в свободном плавании. У него всего 20 тысяч установок и 750 оценок, зато средняя — «4,3», это очень неплохо.

Доделывать его мы не стали. Это слишком масштабный проект, чтобы вдвоём его провернуть. Сейчас я понимаю, что из него можно было сделать полноценный стартап: найти инвестиции, собрать команду, сделать веб-приложение. Тогда для этого не хватало знаний и компетенций, да и интерес спал.

Древо

Мы давно не поддерживаем приложение, но люди всё равно пользуются, ставят оценки, пишут комментарии

Чему ты научился за эти полгода?

Я получил кучу опыта, прошёл путь от полного нуля до «Ну да, у меня есть приложение в сторе. Подумаешь!»

У меня, как и у многих стартаперов, была светлая мысль, что миру для счастья не хватает только моего приложения. Стоит его выпустить — мир заметит и будет мегарад. Классно, что меня потом ткнуло носом в реальность.

Внимание людей давным давно поделено, и классного продукта мало, чтобы его получить. Хороший продукт — это только верхушка айсберга. А под ним ещё дистрибуция, монетизация, бизнес-модель.

Сейчас я понимаю, что создавая продукт, запуская стартап, нужно заранее понять, какую пользу он даст людям и как переработать её в ресурс для поддержания и развития этого продукта. Об этом хорошо рассказывает Артём Горбунов в советах о работоспособной системе.

После «Древа» ты снова пошёл работать?

Да, я работал в компании, которая развивала сразу два стартапа: Ontourcloud и Eightydays.me.

Ontourcloud помогал строить гастрольные графики: планировать туры, бронировать площадки, букировать музыкантов. Менеджерам, артистам и организаторам концертов действительно нужна была такая платформа. Когда мы презентовали наш проект на музыкальных конференциях в Таллине, Питере, Каннах, видели их интерес.

Eightydays.me — планировщик, строит маршруты бюджетных путешествий. Он существует до сих пор.

Презентация

Презентуем Ontourcloud на музыкальной конференции «Мидем» в Каннах. Уже не помню, что это за музыканты, но тот, что рядом со мной, вроде знал Боба Марли

В чём заключалась твоя роль?

В вакансии было написано «копирайтер». И я действительно писал тексты на английском, делал лендинги. Но стартап — это первородный хаос: нет никакой специализации, занимаешься всем.

Я очень тесно взаимодействовал с владельцами стартапа, помогал формулировать ценность продукта и изучать рынки, общался с потенциальными партнёрами, управлял контент-командой, которая собирала информацию о площадках в разных частях мира.

Стартап — это первородный хаос: нет никакой специализации, занимаешься всем

Не слишком много для одного человека?

Я был на подъёме: команда единомышленников, проект, в который я верю!

Тони Шей

Незадолго до этого послушал книгу Тони Шея «Доставляя счастье» и считал, что достиг третьего уровня счастья — нашёл высшую цель

Что пошло не так?

В проекте было слишком много оптимизма и фичеризма. Мы долго сидели в комфортной зоне — не выпускали продукт и откладывали его столкновение с реальностью.

Задача стартапа — не продукт сделать, а проверить как можно больше гипотез за как можно меньшее время. Так команда быстрее поймёт проблему пользователей и найдёт то, за что они будут платить.

«Фликр» сначала был игрой, а потом понял, что с его помощью обмениваются фото — и сделал это основной функцией. Ютюб стартовал как сервис онлайн-знакомств с видео-профилями: идея не выстрелила, зато основатели увидели потенциал видео в интернете. Как такое можно было спрогнозировать? Никак, пока не выпустил продукт.

На эту тему советую посмотреть выступление исполнительного директора «Алтимэйт гитар» Михаила Трутнева: он сравнивает создание стартапа с гладиаторскими боями в серной кислоте. И подписаться на канал Аркадия Морейниса, где он рассуждает о стартапах, конкуренции.

Когда продукт запустили, от мира наконец пошли реальные данные, но фичеризм продолжился. Через несколько месяцев я ушёл, но для меня это был классный момент. Я наконец понял, чем хочу заниматься — управлением продуктами.

Как ты учился управлению продуктами?

Осознанно ударился в книги, потому что уже понимал, где у меня дыры, и какие знания мне нужны.

Купил курс Коула Мерсера и Эвана Кимбрела «Стать продакт-менеджером» на «Юдеми». Он очень полезен, но только начинающим: мне дал общее представление о профессии, интересные истории успешных продуктов и доступ к сообществу таких же студентов со всего мира. В подарок получил ещё один курс, который учит быстро тестировать продукт, чтобы понять, насколько он будет востребован.

Смотрел лекции топового акселератора Y Combinator. Это мегакомплексная штука: разбирают истории возникновения известных сервисов, подсказки, факапы. Самое крутое, что лекции читают лучшие бизнесмены, основатели успешных компаний.

В русскоязычном ютюбе советую лекции «Школы менеджмента Академии Яндекса». Там, например, есть рассказ Олега Якубенкова о том, как их мобильная игра King of Thives превратилась из потенциально неуспешного проекта в добротный продукт благодаря анализу метрик и проверке гипотез.

Олег Якубенков сделал продуктовый симулятор GoPractice — необычный образовательный продукт, основанный на практике. Он с головой окунает в работу продакт-менеджера: студенту дают реальные данные и задачи, он анализирует ситуацию и принимает судьбоносные для продукта решения.

Занимательный формат, прекрасно структурирует знания и даёт реальные продуктовые навыки. Фиксированных дедлайнов нет, я занимался час-два в день и прошел примерно за месяц.

Как ты попал в Школу руководителей?

Я планировал идти учиться уже давно. Не помню, как узнал про школу, но точно через Ильяхова. Мне очень понравились концепции пользы и заботы, понравилось, как это написано. Один раз даже открыл задание Школы редакторов — увидел, испугался и решил, что не смогу и вообще как-нибудь потом.

Стоило мне определиться с профессией, пройти курс продакт-менеджмента, как я узнал, что открывается Школа менеджеров. Я подумал: это тот самый момент — и сел за вступительное задание.

Чего ты ожидал от учёбы?

Что получу топовые знания без воды.

По-моему, первая ступень — это квинтэссенция глубоких и полезных знаний. Дисциплины «Решение задач» и «Аналитика и маркетинг» даже по отдельности стоили того. Первый помогает подняться высоко-высоко над происходящим и составить стройную картину мира, но требует очень много внимания. Каждую лекцию перечитывал по 5−6 раз, чтобы понять все взаимосвязи.

Второй учит на основании данных видеть, что происходит в продукте, и строить план продвижения. Первый урок есть в демодоступе. В нём рассказывается, как понять, над чем стоит работать в продукте. Дизайнеры, редакторы, советую посмотреть.

А вот на второй ступени я не до конца понимал, что происходит и для чего. Мне нравилось делать сайты и страницы-визитки, но это мало вязалось с моим представлением о работе менеджера. Я задумывался о том, что на других курсах, пусть они будут ужасно оформлены с точки зрения дизайна, я мог бы получить куда больше знаний о профессии. Мне не хватало фокуса. Возможно, эта проблема вытекает из концепции бюро, где нет менеджеров как таковых и всем управляют сами дизайнеры.

На второй ступени мне нравилось делать сайты, но это мало вязалось с представлением о работе менеджера

Почему не пошёл на третью ступень?

Устал и не видел для себя пользы в тот момент.

В конце первой ступени ко мне пришёл развод. Курсовую работу делал на квартире у друга, где шёл ремонт и не было интернета. Всю вторую ступень параллельно с заданиями оформлял документы. К тому моменту, когда получил штамп о расторжении брака, был окончательно выбит из колеи.

Понял, что на этом этапе мне нужно не в гору лезть, а приостановиться и прийти в себя.

Как не перестать расти и развиваться после школы?

Школа формирует определённый круг источников информации. Даже если просто подписаться на околобюрошные каналы в Телеграме, будет непросто регулярно читать все публикации. Ещё в чатике однокурсников случается обсуждение новых проектов. Остаются контакты авторитетных для тебя людей, к которым можно обратиться за советом.

Какие профессиональные планы на следующий год?

Планирую снова найти команду единомышленников и пойти работать на фултайм, чтобы делать полезный и кайфовый продукт. Так что открыт для предложений!

Расскажи о творчестве.

Музыкой занимаюсь с детства. Отходил 8 лет в музыкалку на фортепиано, а в старшие волосатые школьные годы сам научился играть на электрогитаре.

Мы с друзьями собирались на перемене в коридоре, садились на пол и играли русский рок. Потом я подсел на идейность панк-музыки: активизм, помощь другим, DIY. Успел поиграть в четырёх группах и прокатиться в тур по сквотам Европы: в Польше, Чехии, Германии.

Потом забросил. Изредка брал в руки гитару, на фортепиано импровизировал полтора раза в год, если клавиши попадались под руку. Мне казалось, что любой дурак умеет играть — я этот навык не ценил.

А год назад очень захотелось вернуться к музыке. Раздобыл электронное пианино, подтянул на родном ютюбе навыки звукозаписи и сведения и уже записал несколько треков.

Сквот

Нашёл старое пианино на сквоте, где мы выступали

Подвал

Последний концерт. Играли в жутко холодном подвале, где капало с потолка

Выкладываю свои треки под псевдонимом foison: созвучно с английским poison — яд, но означает плодородие, хороший урожай

Обложку ты сам рисовал?

Да, я уже два года рисую акварелью. Подруга проходила видеокурс и предложила мне попробовать урок. Я долго отнекивался, потому что был уверен, что не умею, и не воспринимал акварель всерьёз. Но оказалось, что рисовать умеют все.

Теперь я сам подсаживаю других на акварель. Она хоть и растекается сама по себе, зато образует интересные текстуры и градиенты, в которых можно рассмотреть дополнительный смысл.

Моя подруга создала проект Draw4dogs: ищет художников и печатает открытки с собаками, а на вырученные деньги помогает приюту. Я дорисовал на свою картину собаку на сёрфе — и теперь она тоже продаётся на благотворительных мероприятиях.

А недавно мой собакен освоил и горы. Это иллюстрация того, что бывает, когда начинаешь мыслить категориями пользы и искать возможности «достроить продукт» на уже заложенном фундаменте.

Открытки

Мои рисунки стали открытками для благотворительного проекта Draw4dogs, вырученные от продажи деньги идут на содержание приюта для собак

Картинки

Рисунки в кругах. Сначала появилось море, потом горы, потом друг предложил добавить остальные стихии. Другой подкинул идею показать в круге разные ландшафты, так что коллекция будет расти

Ещё одна причина начать рисовать — борьба с перфекционизмом. На одной картине мне не нравятся некрасивые вороны, к другой я купил дорогую рамочку — а стекло возьми и тресни в первый же день, на третьей краска потекла и у круга появилась странная ножка. Хотел сначала расстроиться, а потом подумал, что в этом что-то есть. Я же не в академии учусь, судить меня никто не станет. Сделанное лучше идеального.

В общем, для меня творчество — это способ быть собой. Помогает релаксировать и рефлексировать. Поэтому вместо заключения очень призываю всех вспомнить про свой талант или попробовать что-то новое. А вдруг получится?