Ирина Усиченко. Главное — осознать, что ты ноль

Ирина Усиченко Главное — осознать, что ты ноль

Редактор «Дела» Модульбанка рассказывает, как получила предложение от Люды Сарычевой, почему не переезжает из Тулы и зачем редактору меньше работать.

Кто ты?

Я читала у тебя во всех интервью этот вопрос. Так и не смогла найти на него ответ. Я человек. Я точно женщина. Это сложный вопрос. Про что ты его задаёшь?

Про профессию.

В данный момент я редактор и руководитель проектов.

Не могу сказать, что я редактор и по жизни всегда им буду, например. По складу своего мышления я, наверное, менеджер. Как-то получается, что я решаю проблемы и мне нравится их решать. Мне нравится процесс решения проблем и управления проектами.

Писать и редактировать — это часть того, что я делала, и это не та часть, которая очень мне нравится. Да, какие-то статьи мне нравится писать, но это не основное. Мне нравится проблемы решать.

Иногда люди не из моей сферы спрашивают: «Кем ты работаешь?» Я говорю: «Редактором». А они сразу: «О, а что редактируешь, в какой газете?» Конечно, редактор — это не о редактировании текстов, а о достижении целей проекта и клиента и об управлении процессом. Кому нужны тексты, всем нужны решения их проблем.

Над какими проектами сейчас работаешь?

Я работаю с Модульбанком: в редакции «Дела». В редакции с Людой Сарычевой, Тоней Сергеевой и Катей Ивкиной. У меня есть ещё проекты с ребятами из Кортекса. Недавно помогала разработчикам из «Додо ИС» писать статью.

Редко бывает так, чтобы я работала с чем-то одним. Есть какие-то маленькие проекты, которые я делаю в фоне постоянно.

Сколько часов в день работаешь?

Сейчас я расслабилась немножко. У меня был период очень зверского пахания, когда я просыпалась в шесть, работала с семи до шести, а потом ещё в Школе редакторов училась. Но сейчас это время прошло. Вредно так работать.

Сейчас совершенно по-другому работаю. С девяти до шести с перерывами. Если что-то срочное, могу вечером поработать. Но после девяти вечера никому стараюсь не отвечать. Меня это раздражает.

Во Внукове перед вылетом в Сочи. «На время путешествия не смогла остановить всю работу, да и цели такой не было. Подумала, что смогу совмещать. Вставала с утра и делала какую-то минимальную работу. Кстати, не уверена, что даже работала в тот момент в аэропорту. Может, видосики смотрела или что-то читала»

Как удалось сделать человеческий график?

Я поняла, что это важно, что героизм никому не нужен.

У меня начались проблемы со здоровьем. Я поняла, что ничего страшного, если у меня будет чуть меньше работы в день, никто не умрёт от этого. Наоборот, я буду продуктивнее работать, если я счастлива и здорова.

Когда я встаю рано, не высыпаюсь, раздражаюсь, постоянно работаю, не вижу белого света — я не могу в работе никак нормально помочь. Если я здорова, жизнерадостна, если поездила на лошадях, ещё что-то себе позволила, порисовала, то всё окей, я работаю, у меня состояние потока, всё классно.

Как известно, мозг работает в двух состояниях: напряжённом и расслабленном. И именно в расслабленном он генерирует идеи. Поэтому, когда я загонялась, у меня было очень мало идей, я была чисто рабочей лошадью. Сейчас совершенно по-другому себя чувствовать начинаю наконец-то.

Где работаешь?

Где хочу работаю. В основном дома, конечно. Иногда езжу в кафе, когда надоедает дома. Раз в неделю я чувствую жуткое желание пойти в офис. И мне с этим повезло. У меня друг — руководитель компании, которая занимается интернет-маркетингом. Иду к нему в офис и работаю там. У меня там есть свой стол там со всей офисной атрибутикой, беспорядком, с Сашей, который иногда постоянно орёт на кого-нибудь. Мне дня хватает, чтобы насытиться офисом.

Дома работаю, где придётся. Реже всего за столом в комнате. За этим столом я рисую: рядом кисти, блокноты, краски. Иногда работаю в кухне, а попутно что-то готовлю. А ещё бывает, просто полулёжа на диване

Что такое есть в офисе, чего тебе не хватает?

Дома устаю от однообразия, мне не нравится, когда одно и то же. Мне нужно менять картинку. И меняю её на кафе, могу к родителям поехать поработать, к Саше в офис.

Ты про лошадей сказала. Расскажи, как отдыхаешь.

Я езжу верхом 11 лет. Раз в неделю точно езжу, если только не такая погода, как сегодня, когда всё замело и ветер очень сильный. Ещё рисую: хожу на курсы и сама рисую. Хожу в спортзал. На йогу собираюсь пойти. Бывает, просто лежу, смотрю сериальчики, книги читаю. Но чаще всего что-то активное.

Отдых — это переключение. Пообщаться с клёвым человеком — это отдых, съездить в путешествие — это отдых, пойти в новое кафе — это тоже отдых. Даже кино новое посмотреть — это отдых.

На еженедельной тренировке в полях

Как планируешь работу?

Вообще, я неэффективный человек. Писала об этом в своём блоге: меня задолбало постоянное стремление всех быть эффективными, и я решила, что я совершенно неэффективный человек.

У меня есть «Трелло». Там я слежу за крупными проектами. Например, написать статью или закончить проект, чтобы я видела, как двигаюсь вперёд.

Трелло

Есть «Вундерлист»: там все мелкие задачи. У меня плохая память. Если не запишу, точно забуду. Я туда загружаю все задачи: рабочий лист, личный, лист личного развития.

Вундерлист

У меня есть приложение «Дэй уан». Если меня внутри что-то сильно беспокоит, какие-то рефлексии, я туда всё записываю. И после этого проблема становится будто меньше, с ней легче разобраться, понятно, на что можно повлиять, а где лучше отпустить. Сейчас стараюсь приучить себя каждое утро это делать.

Я считаю, что вся эффективность человека в том, чтобы высыпаться, в том, чтобы делать то, что хочешь, то, что делает счастливым. Без этого всё фуфель. Такая игра в эффективность. Игра в то, чтобы себя побольше загнать.

И ещё главная эффективность — это клёвые проекты, классная работа, которую действительно хочется делать. Если её не хочется делать, ни о какой эффективности речи быть не может. Не надо себя заставлять делать то, что не нравится. Мне кажется, что без этого это не эффективность, а игра в то, чтобы себя обмануть.

Вот говорят о прокрастинации. Дескать, как-то надо с этим бороться, учиться не переключаться или вообще снести все чаты, чтобы не мешали. Но, по сути, проблема в другом: что не хочется делать то, что надо, или непонятно, как подступиться. И тогда нужно увидеть, что работа не нравится, надо её менять, а не чаты сносить. Когда что-то захватывает, никакие чаты не мешают.

Без каких ещё приложений не сможешь работать?

Гугл-диск, в Гугл-документах черновики. Телеграм, Фотошоп, почта. «Саблайм Текст» нужен, чтобы править ХТМЛ или что-то быстро записать.

Сколько лет ты в профессии? Как начинала карьеру?

Я только год редактор. До этого я работала в СММ, четыре года работала менеджером проектов.

Сколько себя помню, у меня всегда была подработка, и в институте она была. Потом я работала менеджером в туристическом агентстве. Мне это быстро надоело, и я ушла в СММ-компанию. Научилась всему там в менеджменте, в управлении проектами, в СММ. У меня был большой рост. Потом я ушла оттуда. Тоже работала полгода сммщиком.

А потом попала в очень плохую компанию, где обманывали клиентов. После этого у меня щёлкнуло, и я стала учиться на редактора, ушла из найма наконец-то. Это очень важное решение. Наконец-то перестало быть страшно это сделать.

Все эти компании были в Туле?

До того, как я бросила найм, да. Я живу в Туле. У нас очень развит интернет-маркетинг. Мы столица, можно сказать, интернет-маркетинга.

Расскажи подробнее про решение остаться в Туле и работать удалённо. Почему не переезжаешь в Москву?

Я не хочу в Москву и никогда не хотела. Мне кажется, в Москву надо ехать только по большой любви.

Что мне даст Москва? Я и так работаю с хорошими клиентами. Если мне нужно на встречу съездить, я сяду в машину и через полтора-два часа буду на въезде в Москву. Я так и делаю.

В Москве, я знаю, там возможности, выставки, впечатления, но меня туда не тянет. Может быть, я провинциал в душе, но 15 минут в Туле и я у лошадей. 10 минут, и я в центральном парке, если без пробок. Если лето, то я сажусь на велосипед и через 15 минут уже в центральном парке. А ещё через час на другом конце города в клёвом лесу. Для меня это важно.

Я знаю, что такое Москва. Да, впечатления, люди, компании, клиенты, всё клёво. Но я толкаюсь в пробках, жутко устаю от большого количества людей в метро, под конец вечера просто мечтаю наконец-то попасть домой. Домой в Тулу. Плюс Тула развивается, и я не считаю, что это плохой город. Появляются объединения ребят, которые делают клёвые лекции какие-то, появляются новые места, кафе, развлечения. Тут классно становится.

«Это примерно 20 минут от моего дома. У нас так: чуть отъехал и уже странные ржавые мосты, просторы, поля. И я всё это очень люблю. Я не хочу кататься по парку, я хочу узнавать новые дороги, встречать закаты, чувствовать природу. В Москве для этого нужно было бы прикладывать слишком много усилий»

Какая главная задача в карьере сейчас?

У меня несколько задач. Есть задача по доходу, на который
я хочу выйти. А ещё я думаю о том, что не хочу всегда всё делать руками. Не хочу ещё 5−10 лет быть редактором, который всё делает руками. Однажды, надеюсь, у меня будет своя команда. Пока я считаю себя начинающим редактором, я очень мало сделала.

Руководить командой как главред или менеджер?

Я не разделяю. Хороший главред — это менеджер. Он умеет общаться с клиентами, решает проблемы в любых проектах.

Меня одинаково прёт и от того, что я работаю в уже созданной команде, как с Людой Сарычевой. Это действительно крутой опыт. Я надеюсь, что мы так и будем долго работать вместе с Людой, Тоней. Нет такого, что «Я начальник, а ты сделай это». Каждый видит свою зону, видит зону чужого. Мы друг друга подстраховываем, и это круто.

Что касается своих команд, то мне нравится, когда в проекте я могу управлять. Как это будет дальше, пока не знаю. Пока я пытаюсь выстроить свою работу так, чтобы не умирать и чтобы были классные проекты. Чтобы с «Делом» в Модульбанке было всё хорошо, но чтобы при этом я себя не чувствовала истощённой. Для меня сейчас цель — найти баланс.

Что изменилось в твоём мышлении за последние три года?

Три года назад я уже понимала, что нужно будет менять сферу деятельности. Понимала, что в прежней деятельности уже не могу развиваться. Это тупик был. Я хотела подписывать работы своим именем, но в СММ я всегда была обезличена. Человек, который управляет проектом или пишет контент, кто его знает вообще?

Попала тогда в компанию, которая плохо поступает с клиентами. Понимала, что в следующем году буду менять что-то очень сильно. Ничего не приходило в голову, как я могу изменить свою жизнь. Я решила лечь на волну, расслабиться. Потом как раз вырулила на Школу редакторов, на всё, что сейчас у меня есть.

А в мышлении что изменилось?

Когда ты работаешь в найме, ты более защищённый человек. Я думаю, сейчас у меня больше опоры на себя появилось. Я над этим глубоко работаю, чтобы у меня была опора на себя. Учусь влиять на то, на что могу влиять, и учусь отпускать то, на что не могу повлиять.

Ещё когда работала в найме, я начала находить проекты, стараться, чтобы всегда была подработка, не думать, что у меня всё равно будет какая-то зарплата. Самой всё брать в свои руки и делать.

Откуда приходят клиенты?

Всё по-разному. Вот с «Делом» началось всё со знакомства с Людой Сарычевой на курсе Максима Ильяхова. А так, наверное, с Биржи Главреда приходят и по рекомендациям. У меня аудитория в Фейсбуке — 2 500 человек. Они добавляются сами. Большая часть проектов — люди как-то через школу узнали. Попала в тусовку школьную, стали люди узнавать, приглашать.

«Эту толстовку я выиграла на Живых советах Максима Ильяхова. Все задавали по одному-двум вопросам, я задала пять, чтобы уж наверняка»

Как ты считаешь, что у тебя лучше всего получается в работе?

Всё зависит от темы, от проекта. Например, я очень люблю сферу бизнеса и автоматизации, все эти сложные штуки. У меня точно получится клёво отредактировать статью про автоматизацию и бизнес. Получится хорошо, но не гениально написать статью про бизнес, потому что я ещё учусь. У меня получится написать концепцию, по которой можно работать, и, скорее всего, получится собрать команду.

Если есть какая-то крутая проблема клиента, мне всегда интересно за неё взяться. Всё зависит от темы. Если мне достанется проект с биткоинами, я его просто не возьму. Потому что с этой темой я не хочу разбираться.

На какие проекты смотришь с завистью?

Я точно не завидую.

«Тинькофф журнал» клёвый. Крутой продукт, круто развивается. Я всегда удивляюсь, как много они делают, как много успевают. Я тут перенимаю опыт, смотрю, как люди делают, и очень уважаю Максима Ильяхова за то, что он делает. За то, что он это сделал и показывает пример другим людям.

С Модульбанком была такая история, я действительно очень хотела там работать с Людой. Мечтала об этом. Потом так получилось, что я стала там работать. Получается, смотрела с завистью на проект, в котором сейчас работаю. Сейчас даже не знаю. У меня такого нет.

Какое образование получила?

Я бухгалтер по образованию, но ни дня не работала бухгалтером. Училась в Тульском государственном университете. Раньше я думала: «Какого чёрта я туда вообще пошла?» Сейчас думаю, хорошо, что у меня был этот опыт. Иначе бы сейчас у меня был большой пробел в сфере бизнеса и учёта. Я бы не смогла писать для «Дела».

Какие курсы проходила до Школы редакторов и после?

Никакие. Я не считаю, что есть какие-то курсы кроме школы, которые можно по копирайтингу проходить. Надо очень много работать и очень много писать. Школа — это крутой опыт.

Кого считаешь своим учителем?

Люду Сарычеву. Максима Ильяхова тоже. Но мы с Максимом сталкивались только в школе. А Люда — мой учитель: сколько она статей моих отредактировала, сколько вытерпела моих ужасных статей.

Посоветуй книги.

Джим Кемп — «Сначала скажите „Нет“»;
Антуан де Сент-Экзюпери — «Маленький принц»;
Хулио Кортасар — «62. Модель для сборки»;
Эрик Берн — «Игры, в которые играют люди»;
Юлия Гиппенрейтер — «Общаться с ребёнком. Как?»;
Алессандро Баррико — «Море-океан».

Рассылки и медиа?

Я читаю Главред, рассылку о работе с клиентами и Мастерскую. Подписалась на рассылку о долгосрочных начинаниях Тимура Зарудного. Ещё Кирилла Олейниченко «Дизайнерский дайджест» клёвый, но я его не успеваю читать.

А из медиа?

Никакие вообще. Не подписываюсь на медиа.

Откуда новости узнаёшь?

От людей. Я стараюсь поменьше грузить себя новостями. Новости бизнеса узнаю из Телеграма. Политику не люблю, стараюсь не вникать. Медузу иногда просматриваю, если что-то важное случается.

Как узнала про школу и бюро? Почему решила поступить?

Я понимала, что надо двигаться дальше и менять профессию. Я хотела, чтобы все мои произведения были подписаны моим именем. Такая тщеславная.

Подруга рассказала про некую рассылку Главреда. Я начала её читать, и там было упоминание про школу. Я прочитала про школу, подумала, что это очень круто. Поняла, что никогда не смогу выполнить задание, потому что не знаю, что такое вёрстка. Это всё было за гранью моего понимания. И я забыла об этом.

Так как Ильяхов всё больше и больше стал возникать на моём жизненном пути в виде рассылок и статей, я начала думать о поступлении. В какой-то момент ушла из найма. Дотянула почти до конца: оставалась неделя до дедлайна, когда я решила поступать.

Задание я сделала очень плохо. Мне до сих пор за него стыдно. Я тогда на пять дней выпала из жизни. Только вечером на велосипеде каталась, больше ничего не делала, кроме этого задания.

Я понимала, что не поступлю, потому что это позор и отстой. Подумала, что, наверное, надо съездить на курс Ильяхова, потому что, если я в школу не поступлю, мне же надо как-то стать редактором.

Помню, как я пришла к родителям домой. Говорю, что я решила стать редактором. Они сказали: «Прикольно. И что ты будешь делать?» Я ответила, что буду создавать крутые информационные продукты. Показала им видео Ильяхова, они, конечно, сразу влюбились в него. Сказала, что, наверное, не поступлю в школу и поеду на курс хотя бы.

Потом на день рождения родители внезапно подарили четырёхдневный курс Ильяхова. Мне было немного стыдно, дорогой подарок. Они, видимо, поняли, что я в сомнениях. Сказали, чтобы я ехала на этот курс и забила на всё. Это было очень неожиданно.

Я поехала на курс и понимала, что за эти четыре дня мне надо выжать всё, потому что в школу я не поступлю. Познакомилась с Максимом и Людой Сарычевой. Люда сказала, что ей нужны авторы для Модульбанка. Я сказала, что хочу писать. С этого началась история с Модульбанком. История была долгой, и далеко не сразу всё получилось.

После курса я всё же поступила в школу на 52-е место.

С коллегами по Школе редакторов. «Все крутые, всех очень уважаю. Каждому из них могу сказать спасибо за помощь и критику. Наше общение с ними очень помогло и продвинуло меня. Если бы варилась в собственном соку, не получилось многое из того, что сделала»

Сравним первый и последний день в школе. Что изменилось?

Я ничего не умела, была полным нулём. И самое главное, что тогда я это осознала. В любом обучении, в любом деле главное осознать, что ты ноль. Это больно и страшно. Надо признаться себе и начать двигаться.

Тогда я понимала, что всё будет плохо, что до второй ступени я не дойду. Поэтому начала грести изо всех сил. Самое слабое, что у меня было, — это вёрстка, типографика, интерфейсы.

Пришло понимание, что редактор — это капитан корабля. Это человек, который берёт на себя задачу и решает её. Я считаю, что редактор — это менеджер. Менеджер себя, менеджер проектов. Самое главное — себя менеджерить, а потом всё остальное получится.

Когда я вышла из школы, у меня уже был билет в профессию. В августе я начала работать редактором в одном проекте. У меня вообще не было непонимания, как и что надо делать. Я тыкалась, как слепой жеребёнок. А в апреле у меня уже было чёткое понимание, что я хочу и как надо делать. Я понимала, куда двигаться дальше. У меня был план развития, я понимала, чего хочу достичь к концу года.

Когда ты начала работать в Модульбанке?

Со второй ступени. Но история началась намного раньше. На четырёхдневном курсе Ильяхова в августе 2016 года познакомилась с Людой и предложила ей написать статью для Модульбанка. Статья была о защите клиентских баз. Я подготовила черновик, Люда оставила правки. Потом с каждым черновиком правок становилось всё больше и в какой-то момент я поняла, что статью я не напишу. Я оставила последний вариант, и месяца три с Людой не общались. Сейчас я понимаю, насколько кошмарна была статья.

Я училась в школе, где-то работала, а потом Люда перед Новым годом мне написала и предложила стать вторым автором в Модульбанке. Я не верила, что смогу, ведь статья была ужасной. Но я согласилась. Такие шансы не упускают. Подумала, что буду бороться до последнего. Ну, а если не получится, ну ладно, будет позор, как обычно, приму его близко к сердцу, продолжу пахать на другой работе и переживать о Модульбанке.

Первую статью в Модульбанке я писала два месяца. Я уже несколько раз разочаровалась в себе. Представьте, я уже работала редактором, училась в школе, а тут не могу написать статью. Люда раз за разом давала новые правки, и я понимала, что я вообще нулевой редактор. Потом мы всё же выпустили статью. Сейчас бы я её уже переписала.

После этой статьи я воспряла и стала просто писать. Ну да, много правок, а что делать, надо учиться. Люда — замечательный учитель, но нужно быть сильным внутри, чтобы продолжать двигаться вперёд после всех правок. Кажется, я тогда хотела любой ценой остаться в команде, поэтому приходилось грести.

Что не понравилось в школе?

Не понравилось, что рейтинг не работает. Всё остальное, наверное, понравилось. Школа дала мне билет в профессию, а это самое главное. Всё обещанное школа мне дала. Мне обижаться не на что.

Что с рейтингом не так?

Я думала, что надо быть крутым. Если ты не попадёшь в тридцатку на первой ступени, то не попадёшь на вторую ступень. Для меня было важно в рейтинге продвинуться. Я оценивала свой рост по рейтингу. Получилось, что приглашали всех потом: кто-то отказывался и приглашали следующих.

Какая дисциплина была неожиданно полезной?

Я думаю, переговоры. Я 3,5 года работала менеджером проектов, и у меня было ощущение, что я умею работать с клиентами. Оказалось, что нет.

У тебя учёба в школе совпала с первыми шагами в карьере редактора. Какие были ошибки в начале этой карьеры?

У меня был проект, о котором я писала в блоге, он провалился. Я думала, как классно, проект, о котором я всегда мечтала, в сфере, о которой я мечтала. Потом взяла и всё зафакапила вообще.

Это что было?

Были в Германии ребята русские. Они организовали проект про лошадей, я им писала тексты на сайты. Думала: «О, классно! Я же всегда хотела делать лошадиный проект». И всё зафакапила. Так и не выпустили проект, текст мой не подошёл.

Как не повторять такие ошибки?

Не надо себя предавать. Нужно описать, как ты работаешь, и работать так. Не отклоняться от своего метода. Если ты видишь что-то клёвое, изучил новое, ты дополняешь этот метод. Но не предаёшь себя.

Совет себе в 20 лет.

Поменьше сомневаться. Побольше делать и ошибаться. Не рефлексировать: «Ой, вдруг у меня не получится». Просто брать и делать. Никогда себя не предавать. Сразу в редакторы идти и в менеджеры проектов.

Если бы даже я дала себе этот совет, я бы никогда не смогла потянуть и осмыслить его. Потому что нужен жизненный опыт, нужны были все эти ошибки, сомнения, рефлексия.

Побольше делать и побольше уверенности в том, что делаешь. Пускай кто-то не верит, говорит, что у тебя не получится. Это мимо ушей пропускать и делать, делать, делать.