Михаил Нозик. Вопросы из зала

Михаил Нозик Вопросы из зала

Ведущий дизайнер Бюро Горбунова отвечает на вопросы студентов.

«Сурганов недавно критиковал тебя. Что думаешь?»

Из записи в Телеграм-канале Сергея Сурганова

Ой, впервые вижу эту запись.

Интересно, что он считает провинциальным и почему. Конечно, мы не искусством занимаемся, а делаем реальные продукты, которые работают. Например, когда мы перезапускали газету «Учёт. Налоги. Право», отдавали себе отчёт, что её будут читать бухгалтеры, кадровики, юристы — довольно консервативные люди. И они должны воспринимать газету, а не пугаться: «Что это за арт такой?» И ещё редакция газеты должна уметь её выпускать. Сделаешь чересчур сложной, и они не справятся. Все эти вещи накладывают ограничения.

По поводу теоретизирования: за годы работы мы сформулировали свои представления о том, как что-то делать, и работаем в соответствии с ними. Я бы не сказал, что это нерушимые правила, потому что можно найти кучу примеров, когда все они нарушены. Мы и сами иногда их нарушаем. Это такие ориентиры, по которым мы двигаемся и учим. Это стартовая гигиена. Со временем ты учишься делать всё круче и круче, выходишь за рамки правил, и это получается отлично.

Например, можно, наверное, выучить русский язык не путём зазубривания правил и исключений, как в школе, а как-то ещё. Но школьный способ работает, пускай он и совковый, и работает со всеми. У меня была учительница по русскому, которая реально вдалбливала правила в голову: каждый день проверочная работа, каждую неделю большая контрольная. Все, кто у неё учились, знают русский язык очень хорошо.

Можно, наверное, и про нас сказать, что мы слишком строги. Зато мы научим ребят, которые потом будут дальше развивать в себе крутость, если у них хватит интереса и таланта.

Кстати, по поводу копирования чужих крутых работ я согласен. Можно миллион правил выучить и на миллиард выставок и конференций сходить, но без практики всё это бесполезно. Книги и выставки очень хорошо помогают выстроить картину мира, но чтобы уметь делать крутые штуки, надо практиковаться.

«Почему не пьёшь кофе?»

Я ни разу не пил кофе. Пробовал какие-то штуки с кофейным вкусом — не понравилось. Все говорят, что настоящий хороший кофе совсем другой.

Наверно, дело в том, что я почему-то считаю кофе вредной привычкой. И я стараюсь не прививать себе вредные привычки. Например, то же самое с курением — ни разу в жизни не пробовал и не собираюсь. Ну и вполне получается жить без кофе. Если я хочу спать, я пойду спать. Если я хочу что-нибудь вкусненькое, то у меня других вкусностей хватает.

Вино после защиты дипломов в Школе бюро. Рядом — защитившийся Сёма Сёмочкин, первый главред «Кто студента»

«Как ты работаешь над макетами? Вот есть понимание задачи, а что происходит потом?»

Если делаю какую-то абсолютно новую штуку, то сначала провожу культурный поиск и инвентаризирую ресурсы, которые могу использовать. Потом набрасываю на бумаге композицию и начинаю примерно представлять, что хочу получить. Затем идёт Фотошоп без оглядки на смысл: раскладываю ключевые элементы, а мелочи типа лицензионных соглашений временно отбрасываю. Если в проекте участвует арт-директор, то в этот момент уже можно ему показать, чтобы понять, туда ли двигаюсь. Дальше привожу в порядок смысл, докручиваю текст, ищу настоящие картинки.

Если я уже имел дело с проектом или продуктом, то всё немного проще. Например, когда мы делаем что-то новое на сайте «Мэри Трюфеля», я пропускаю стадию культурного поиска и работаю сразу и со смыслом, и с видом.

«Как дела с автоматизированной системой вёрстки?»

Смотря что имеется в виду. Например, мы открыли страницу с подборками советов, которая учитывает свежесть подборки с количеством лайков и в зависимости от этого показывает ту или иную подборку наверху страницы или вообще в виде картинки.

Давно работает рассылка советов, которая тоже каждый раз выглядит по-разному и собирается без участия людей. Рассылка генерируется утром в понедельник, затем отправляется тестовое письмо всем заинтересованным советчикам. Если они видят ошибку, например, неправильный тег, то исправляют свой совет, и система отправляет новое письмо. Во вторник с утра рассылка уходит всем подписчикам.

Советы за неделю 28 мая — 3 июня

Разнообразие вёрстки писем рассылки выстраивается за счёт того, что у каждого совета свой вес. Он зависит от наличия картинки, важности совета и других факторов. Плюс сверху на эту систему весов наложена принудительная ротация шаблонов: два одинаковых письма подряд уйти не могут. Благодаря этому подписчики каждый раз видят что-то новенькое — возникает желание изучить.

Если же речь идёт про ту автоматизацию, когда ты говоришь, что надо сверстать плакат, а программа берёт и сама делает плакат, сама рассчитывает, какие выбрать кегли и отступы, то я в это не очень верю. Такая штука вполне может работать в каких-то конкретных форматах. Был какой-то сайт, где можно было сгенерировать швейцарский плакат. Там всё это работало, потому что ребята заранее придумали шаблоны и поставили жёсткие условия. Можно было только менять текст и выбирать цвета.

Интересно, если скормить нейросети миллиард крутых вёрсток, научится ли она верстать? Хотелось бы посмотреть.

«Что посоветуешь тем, кто будет работать в бюро?»

Первая классическая история у любого чувака, который приходит в бюро, — он без конца хреначит. Это, конечно, хорошо, и мы ждём от любого стажёра, что у него есть турбина и что он готов переделывать по пятьсот раз один макет. Но личная жизнь и отдых не должны никуда деваться.

Я всегда стараюсь следить за балансом у ребят. Если человек прислал мне макет в два часа ночи, а в восемь утра пишет в Скайп и предлагает продолжить, я понимаю, что он мало спал. Если это происходит несколько дней подряд, я вмешиваюсь и спрашиваю, что происходит. Стараюсь помочь спланировать работу или упростить решение задачи. В таком режиме человек просто помрёт — это никому не нужно. Поэтому не стройте из себя героев, а приходите обсуждать проблемы к шефу.

Второй совет — любите согласование замечаний. Когда я начинал работать в бюро, этого правила ещё не было. Работа происходила так: приходишь к арт-директору, показываешь макет, он говорит, что всё плохо, ты уходишь и после мучительно думаешь, что надо сделать.

Спустя какое-то время Артём сформулировал принципы согласования замечаний. В начале было тяжело и местами казалось, что это какая-то формальность. Потом я понял, что эта штука придумана, чтобы упростить мне жизнь: я больше не теряюсь в догадках, а чётко знаю, как надо сделать. Идеальный сценарий — когда я с арт-директором договорился так конкретно, что после остаётся просто открыть графический редактор и последовательно без раздумий подкрутить те вещи, о которых говорили. Такая работа отнимает мало сил и делается очень быстро.

«Как студент-редактор я ничего не понимаю в дизайне. Часто смотрю чужие работы и беру из них хорошее, но этого никогда не достаточно, чтобы сделать круто. Как копировать, чтобы получалось круто?»

Если я сам что-то повторяю, то сначала повторяю дотошно: беру те же кегли, соотношения, цвета. По ходу того, как повторяю, я ещё анализирую, почему оно работает.

Понятное дело, просто взять и скопировать чужую работу — это отстой. Надо привнести что-то своё. Вообще редко такое бывает, что ты скопировал чужой дизайн и он круто решает твою задачу. Поэтому следующий шаг — адаптировать историю под себя. Тогда дизайн изменится или дополнится новыми вещами.

Адаптировать тоже нужно аккуратно и отдавать себе отчёт, что нельзя просто взять и изменить шрифт — нужно анализировать зависимости в макете. Если штука была набрана одним шрифтом, с одним расположением иллюстраций, с одним цветом фона, а ты меняешь цвет, иллюстрации и шрифт, скорее всего, какие-то вещи перестанут работать. Имеет значение и рисунок шрифта, и пропорции букв, и композиция из иллюстраций. Менять надо осторожно.

«Ты говорил, что у студентов школы есть голова, но нет вкуса. Как воспитать вкус? Только не предлагай свою подборку в Пинтересте»

Вкус, как прицел, может быть сбитый или нормальный. Мы придумали доски именно для того, чтобы этот прицел настроить. Ты просто берёшь и отсматриваешь сотню, а то и тысячу картинок, чтобы у тебя глаз научился понимать, где круто, а где не круто.

Это можно сравнить с фотографией. Обычный человек в фотографии мало чего понимает: может что-то фоткать на телефон, выкладывать в Инстаграм и считать, что это вершина. Более прошаренный чувак уже понимает, что у него горизонт завален или свет плохо падает — это совсем простая история, это уже почти все знают. Фотограф-любитель видит ещё больше косяков. А какой-нибудь фотограф-художник и вовсе скажет, что это полный отстой и нужно сфоткать принципиально иначе.

Профессионалы видят проблемы не потому что им выдали звание, а потому что они отщёлкали миллиард снимков, прочитали сотню фотожурналов и уже чувствуют, как сделать круче, знают, какие ошибки бывают и как их избегать.

Доски в Пинтересте нужны, чтобы направить людей на этот путь. Это только старт, первая порция, чтобы потом они начали развиваться сами. Вкус нельзя развить, прочитав какую-нибудь теоретическую книжку. Да, у тебя появятся знания, но чувство вкуса — нет.

Бюрошная доска для тренировки вкуса в Пинтересте

«Что думаешь про политическую обстановку в стране?»

Думаю, что надо менять не политическую обстановку и лидеров, а людей. Но мне кажется, что это очень непопулярная повестка. Если сейчас сказать людям «Хорош балду гонять, пора работать», то в лучшем случае ответят «Иди сам работай». У меня такое ощущение, что все сидят и ждут, что появится кто-то, кто решит их проблемы, настроит отношения с другими странами, уберёт санкции, и всё станет хорошо.

Не станет. Чтобы всё стало хорошо, недостаточно одного человека. Он никак не сможет заставить сто с лишним миллионов людей думать и действовать, как он. Поэтому с политической обстановкой всё очень грустно: все пользуются популярными лозунгами, которые народ хавает, но принципиально ничего не меняется.

А как мы можем поменять людей?

Не знаю. Мне кажется, это нельзя сделать быстро. Хорошо, если через одно поколение это произойдёт.

Я по своим ровесникам вижу, что растут люди, которые более независимы и меньше рассчитывают на батюшку-царя

Они стараются сами решать свои проблемы и при этом не кричат: «Давайте скинем власть и устроим дурацкую революцию». Я надеюсь, что со временем этих чуваков станет гораздо больше и что они будут решать уже не только свои проблемы, а проблемы всего, что вокруг них творится.

«Твой главный фейл в жизни?»

Тоже не знаю 🙂 Дело в том, что я не отношусь к каким-то вещам и событиям с сожалением. Мне кажется, это проедает мозг и мешает нормально думать. Что бы со мной в жизни ни случалось, я отношусь к этому так: это был не фейл, а просто ситуация, в которую я попал. Лучшее, что я могу сделать, — вынести из этого урок и стать круче. Безусловно, можно было поступить иначе, но я не стучусь об стену из-за того, что в чём-то облажался. Просто в следующий раз в аналогичной ситуации я буду действовать другим образом.

Вот если представить, что я решил ограбить кого-нибудь. И вот меня поймали и посадили в тюрьму. Тогда я скажу себе: «Чувак, ты тупанул», — и дальше буду думать, как теперь жить и что можно сделать, чтобы мне жилось получше. Я сейчас из пальца высасываю ситуацию, но никак не могу на себя спроецировать отношение, что вот есть фейл и теперь я буду жалеть о нём всю жизнь. Не получается.

С каким заблуждением ты попрощался за последнее время?

Самые обидные заблуждения у меня связаны с людьми. Несколько раз я со страшной силой восхищался кое-какими знакомыми мне людьми: в ротик заглядывал и старался в чём-то повторять, быть похожим. А потом в каких-то ситуациях видел, что эти люди действуют не так, как я от них ожидал, или что их поведение не совпадает с моим моральным компасом. Ну или узнавал, что они были лицемерами. Получалось очень обидно.

Теперь стараюсь не строить иллюзий насчёт людей, не возводить кого бы то ни было в ранг идола. Даже если человек мне нравится и он очень хорош в чём-то, он будет просто крутым чуваком. Я с удовольствием с ним общаюсь, прислушиваюсь к его мнению, но внутри провожу свою оценку действительности, а не слепо принимаю чужую точку зрения.

«Мне 20 лет, и я хочу быть как Нозик. Что делать?»

Не быть как Нозик, а быть собой. По-моему, это очень вредная история — пытаться быть как кто-то. Если хочешь делать дизайн как Нозик, просто бери от Нозика лучшее, но делай своё. Точно так же я беру лучшее от Артёма Горбунова, Ильи Бирмана, Коли Товеровского и любых других чуваков, с которыми общаюсь или за которыми слежу. Кажется, так люди и становятся лучше.